понедельник, 3 марта 2008 г.

Куда исчезли сарты?

В современных условиях народы Центральной Азии должны искать сходства, а не различие. Исследование вопроса «Куда исчезли сарты?» можеть служит упрочению дружы между народами, убежден автор статьи писатель Адаш ИСТАД.

О сартах, как народности я впервые услышал в начале 70-х годов на чайхане Навои, который находился на площади Регистан в Самарканде. Тут постоянно играли в шахматы. Двое незнакомых мне мужчин играли, а я наблюдал. Они разговаривали между собой на узбекском языке. Когда один из них после очередного хода соперника произнес слово «хош» и продвинул пешку его напарник сказал: «Оттого, что сказали «хош», вы из сартов!». Слово «хош» (хуш) таджикское и означает «хорошо». Соперник наверное был из узбеков, знающих свою родословную и намекнул противнику своему, что он узбек, а он сарт.

Сколько было сартов в одной только Самаркандской области?

Обратимся сначала к статистике.

В Самаркандскую область по переписи 1897 г. входило 4 уезда с 6-ю городами (Самарканд, Пенджикент, Джизак, Катта-курган, Ходжент и Ура-тюбе) из которых Пенджикент и Ура-тюбе без уездьные. Населения Самаркандского уезда (куда входил г. Пенджикент): 342 тыс. 197 чел.

г. Самарканд-55 тыс. 128 чел. г. Пенджикент-3658 чел. В Ходжентском уезде проживало 185 тыс. 135 чел. включая Ура-тюбе, а в Ура-тюбе-20621чел.

Всего по Самаркандской области проживало 860.021 чел.

На таджикском языке по области говорили 124 тыс. 316 мужчин и 106 тыс. 068 женщин, а в городе Самарканде 19821 мужчин и 17024 женщин. На персидском языке в городе говорили 506 мужчин и360 женщин. На узбекском языке по области говорили 278 тыс. 806 мужчин и 228 тыс. 781 женщин.

А в городе Самарканде узбекский язык считали родным 3 тыс. 185 мужчин и 2 тыс. 321 женщин. В статистической таблице есть и сартский язык.

Их количество по области 9 тыс. 800 мужчин и 8 тыс. 273 женщин, а в городе Самарканде 262 мужчин и 25 женщин.

В Джизакском уезде количество сартов составило 9 тыс. 19 мужчин и 7 тыс. 906 женщин.

В уезде без городов количество сартов 1167 и 1057 соответственно. В Ходжентском уезде 142 и 173, а в г. Ура-тюбе всего 3 человека. В процентном соотношении к общему числу населения Самаркандской области преобладающие языки составляют:


по области

в городах

в уездах без городов

Узбекский

59,02%

2,14%

56,88%

Таджикский

26,72%

9,95%

16,77%

Киргиз-кайсокский

7,34%

0,02%

7,32%

Тюркский

2,33%

0,00%

2,33%

Сартский

2,10%

1,83%

0,27%

Русский

1,63%

1,23%

0,40%

В справочниках указывали, что для практической деятельности европейца в Самаркандской области очень важно знания одного из ведущих четырёх языков, главным же образом сартского, как ассимилирующего все языки этой группы, за исключением русского. В этой переписи ягнобцы ошибочно названы матчинцами, а их общее название - галча, что в переводе с согдийского означает горец. А об их языке ничего нет, так как наверное туда не могли добраться.

Среди городского населения наиболее грамотными были жители г. Самарканда, среди которых грамотных мужчин было 23,06%. Наименее грамотны были жители городов Пенджикент и Джизака.

У сартов к общему числу грамотных было 5,9% мужчин и 0,9% женщин, у таджиков 7,3% и 0,7%, у персов 5,6% и 0,0%, у узбеков 2,4% и 0,1%. А у татар 30,1% и 11,4%.

Грамотностью считали умет писать и читать на родном языке. В таблице грамотности Самаркандской области после малороссов (54,5% мужчин) великороссов (42,9% мужчин) таджики с 7,3 процентами грамотных мужчин заняли третье место.

Сарты с 5,9 и 0,9 процентами на четвёртом месте. Тюрки с 2,4 и 0,1 процентами на пятом. Узбеки с 2,3 и 0,1 процентами на шестом, а киргизы с 1,7 и 0,4 процентами заняли седьмое место.

В 1904 году русско-туземных школ в городах было 7 и в селениях тоже 7. Одна школа на 72 тысяч человек!

Царское правительство в течении почти сорока лет господства на регионе не открывая русско-туземных школ не давал возможности развиваться национальному самосознанию народов Средней Азии. Появление сартов тому доказательства.

Академик В. В. Бартольд в статье «Сарт» написанный для «Энциклопедии ислама» пишет, что сарт первоначально древнетюркское слово означавшее «купец»; в этом значении оно употребляется в Кутадгу билик и у Махмуда Кашгарского. А корни этого слова в санскритском «Сартховаха» - купец, водитель каравана. Когда ирано-язычные народы в Центральной Азии захватили в свою руку торговлю с кочевыми народами, слово сарт стало употребляться тюрками и монголами как названия народа, в той же значении, что и таджик (тоджик). Когда правитель карлуков Арслан-хан подчинился монголам, они его назвали «Сартактай» т.е. таджик. Монголы тюрков принадлежавших к персидско-мусульманскому типу культуры называли «Сартактайем», даже у них есть легенды о богатыре Сартактая-строителе чудных каналов, мостов и плотин. Бабур, если говорит о населении Андижана употребляет слово «тюрк», если о Маргинане, то «сарт». По мнению исследователя А. Самойловича Бабур отмечает сартов от таджиков когда говорит, что население города Кабула и несколько селений состоит из сартов, когда в других селениях и вилаятах живут другие народы, в том числе таджики. Алишером Навои сопоставляется сартский язык с тюркским. Абулгази в «Родословная тюрок» говорит об узбеках и сартах в Хиве и Ургенче. Бартольд подчеркивает, что это разделение сохранилось до сих пор. В Бухаре под сартом подразумевалось земледельцы и городское население.

В Коканде правительственное постановление начиналось словами «Сартов и казахов ставим в известность, что». Здесь под словом сарт подразумевали все оседлое население. В официальном языке слово сарт означал тюркизированное оседлое население в противоположность таджикам, которые свой язык сохранили. Согласно исследованием Радлова сартами называется «сейчас говорящее по-тюркский городское население Средней Азии, в противоположность крестьянам-узбекам». Не было попыток установить диалектальное различие между сартами и узбеками. Бартольд правильно подчеркнул, что оседлый житель Средней Азии чувствует себя в первую очередь мусульманином, определенного города или деревни, мысль о принадлежности к определенному народу не имеет для него никакого значения. Лишь в новейшее время под влиянием европейской культуры (через посредство России) возникло стремление к национальному единству. Действительно так. Если до недавнего времени спрашивали белобородого самаркандского старика какое у него национальность, он отвечал: — Слава Аллаху, мусульманин.

Далее Бартольд пишет: «Слово сарт, которое кочевники употребляли с нескрываемым презрением по отношению к оседлому населению и которое народная этимология объясняла как сарык ит (желтая собака), ныне изгнано из употребления, сейчас признается только узбекская национальность в противоположность казахской, туркменской и таджикской национальностям» (В. В. Бартольд, Сочинения, т.2. часть 2. стр.529).

Лидер среднеазиатских просветителей Махмудходжа Бехбуди в журнале «Оина» (Зеркало) в 1915 году в номерах 22, 23, 25 и 26 вёл дискуссию на тему «Непонятное слово сарт». Потом он написал ещё одну статью под названием «Слово сарт остался непонятным». Это заглавие говорит о том, что без глубокого этнографического научного анализа спор зашёл в тупик. Новая советская власть не признавал такое явление как сарт. Так как между таджиками и узбеками этнографические различия почти стерлись, и остался один языковой барьер, то по своему языку бывшие узбекоязычные сарты определили свою национальность. Они растворились в узбекскую нацию.

Только–ли узбеко-таджикское явление сартизация? Думаю, что нет. На окраине Самарканда живут туркмены. Их школа на родном языке закрылась в советское время. Они давно перешли на узбекский язык. В годы независимости авторитет и влияние узбекского языка возрос во много раз. Таджики и представители других народностей все больше и больше дают детей в школы с узбекским языком обучения. Но эти интернациональные по сути явления остались в стороне от этнографической науки. Не входит–ли изучение этой проблемы в сфере деятельности ЮНЕСКО?

26 комментариев:

man2007 комментирует...

Это самый неисследованный вопрос истории Центральной Азии. Возможно следует по курпицам собрать всю информацию о сартах и найти правду об исчезнувшем народе.

Три года назад в Норвегии была издана книга, один из частей которой польностью посвящена исторической сульбе сартов. Если вы продолжите тему я попытаюсь перевести главные моменты этой книги.

Комил комментирует...

Кыргызы до сих пор нас узбеков (отюреченных согдов)называют сартами. Однака, все мы мусульмане, поэтому давайте распростронять ислам а не нацизм!!!

Анонимный комментирует...

Сарты это народ приехавшие из острова Сардинии вместо с Македонским

Анонимный комментирует...

Моя прабабушка в юнности,до революции,приезжала в Ташкент.А потом семья была эвакуирована в Ташкент в годы войны,как рассказывает моя мама,пробабушка спрашивала-"А куда сарты делись?Почему теперь все узбеки?"

Анонимный комментирует...

Сарты ни куда не исчезали!!! все нынешние узбеки и есть сарты. Сарт - это безродный народ произошедший от рабов. Узбеки это знают и потому не признают этот факт. Потому все говорили в 20-х 30-х годах ХХ-века "А куда сарты делись? Почему теперь все узбеки?" как такого го народа узбек не существовало до ХХ-века.

Анонимный комментирует...

Сарты ни куда не исчезали!!! все нынешние узбеки и есть сарты. Сарт - это безродный народ произошедший от рабов. Узбеки это знают и потому не признают этот факт. Потому все говорили в 20-х 30-х годах ХХ-века "А куда сарты делись? Почему теперь все узбеки?" как такого го народа узбек не существовало до ХХ-века. Кстати, кто знает узбекский (сартский) язык то , тот знает что "шох" не означает "хорошо", а "шох" транскрипционное произношение на узбекском (сартском) языке термина "Шах" в шахматной игре. Просьба не искажайте исторические и филологические факты.

r.ostman комментирует...

большой пласт населения сарты сохранилась в сибири,самосознание стерлась превратившись в сибирских татар.Хан Сибири Кучум тоже себя называл сартом.Это уже ни какой безродный.Сын бухарского эмира Муртазы.Чингизид.

Анонимный комментирует...

prosba vsem ne kritikovat Uzbekov. Sartami nazivali lyudey kotoriye veli osedliy obraz jizni(v sredney Azii.Sarty ne narod a sloi obshestva:remeslenniki,torgovcy,odnim slovom lyudi jivshiye v gorodah

Анонимный комментирует...

16 ноября 2011 г. 13:29:
""""""Сарты ни куда не исчезали!!! все нынешние узбеки и есть сарты. Сарт - это безродный народ произошедший от рабов. Узбеки это знают и потому не признают этот факт. Потому все говорили в 20-х 30-х годах ХХ-века "А куда сарты делись? Почему теперь все узбеки?" как такого го народа узбек не существовало до ХХ-века. Кстати, кто знает узбекский (сартский) язык то , тот знает что "шох" не означает "хорошо", а "шох" транскрипционное произношение на узбекском (сартском) языке термина "Шах" в шахматной игре. Просьба не искажайте исторические и филологические факты.""""""
Ответ: научись читать там не "шох", а "хош" написано. В ту эпоху по грамотности ты бы занял 8 место из 7 возможных, а по агрессивности и тупости 1. Но ничего, радуйся хоть где-то но лидер!!!

Анонимный комментирует...

"Куда исчезли сарты" да никуда, ныне они все узбеки. За то литературныи узбекский стал вернее принял язык сартов. Такого была желания Москвы. До дватцатого года узбекский и киргиз-кайсакский ныне казахский языки почти была одиноковая. И современныи казахский отличается от первоначального исходного, токого была желания Москвы. Это результат барьбы пантюркизмом. Многие дореволюционные деятели писали в основном на общепринятом языке и издовались в Казане. Их читали все без каких либо переводов.

aksakli комментирует...

Сарты - предки тюрков
Слово сарт можно разделить на три части - со, ер, -ат. По китайским источникам тюрки и гунны произошли от племени "со", который пришли в Централную Азию с запада. А слово сарт озночает соерат, то ест люди с племени "со" во множество. То ест сарты - древние оседлые тюрки. Саки тоже родственники сартов. Слово сак происходить от слово "соек", окончония "-ек" происходит от слово "ок", это древнетюрксая слово озночает сын.

По некоторым сведением племя "со" вышел из Трои после вторжении ахейцев и переселился в район Уструшаны. В Уструшане нашлос фрагменты рисунка о легенде серого волка Троянскими мотивамы. Предки тюрков были европедами и эта уже доказана. После замужест с лесными народами в некоторых тюрксих племях пояавилис и монголоидные черта. Но они тоже считается пероходными с европедский расы к монголоидному.

Анонимный комментирует...

Сарты-Это Все Узбеки ... Потомки рабов без родословной которые женятся на своих родных племянницах и не проверяют чистоту своей крови !!!! МЫ КАЗАХИ ИПОКОН ВЕКОВ НАЗЫВАЕМ УЗБЕКОВ САРТ -- САРЫ ИТ "Желтая собака" !!!!

Анонимный комментирует...

Зато эти сарты по этногенезу являются Европеоидами. Согды, Бактрии - ведь они были по происхождению Арийской расой

Анонимный комментирует...

Термин сарт был привнесен ишак-казахами, которые в свою очередь являются окипчакизированными халха-монголами

"Сарты" зафиксированные царскими этнографими на бывшей территории Кокандского ханства (узбеки) и обнаруженные также в Восточном Туркестане (уйгуры) это результат дезинформации русских этнографов их мембетскими переводчиками. Сами "сарты" не были в курсе что они "сарты", ведь русский язык им был еще не по зубам,а с этнографами при переписки ходили казлохские переводчики, которые исходя из своих предпочтений к тем и иным лицам часто использовали слово "сарт" и в каждой удобной случае повторяли сарт, сарт,сарт,сарт,сарт,сарт,сарт,сарт,сарт...и вот так вот появился "сартовский народ", каким мы его ныне себе представляем. Но сами "сарты" считали себя тюрками , об этом заявили позже:

Очень интересна небольшая дискуссия в "Туркестанских ведомостях" в 1912 г. В заметке «Происхождение слова "сарт"», представитель нового поколения российских ученых - М.В. Гаврилов - опубликовал перевод письма кокандского жителя Мухаммад-Амина Мухаммадджанова в "туземную" газету "Вакт" (Время) от 8 октября 1912 г., где говорилось в виде обращения к татарам издателям газеты: «Да будет известно, что слово "сарт" не является названием нации, оно дано нам русскими и лишено всякого основания»125. "Туземец" предложил называть свой народ не словом "сарт", а словом "турк", так как термин "сарт" оскорбителен. Гаврилов к этому добавил: "Поистине письмо, не лишенное всестороннего интереса"

На эту заметку тут же откликнулся Остроумов. Он повторил собственные выводы, уже неоднократно опубликованные, что "на самом деле это слово ничего обидного для туземцев не заключает в себе, так как означает горожанина... или торговца', а значит, "русские не выдумывали этого названия, а нашли его готовым при занятии Туркестанского края" Остроумов резко выступил против названия "турк", увещевая "туземцев", что им надо подчеркивать свою индивидуальность и отличие от османских турков.

Короче тюркизированные монголы - казахи были путеводителями царских завоевателей,они ознакомили их здешными жителями исходя из своих собственных антипатий и симпатий к тем или иным группам населения, иначе говоря термин сарт был привнесен казахами,они вдохновляли российских этнографов, воодушевляли и призывали их чтобы они намеренно навязывали это обидное прозвище неугодным им группам узбеков, хотя самим "сартам" слово сарт было скорее неизвестно.

Сарты и узбеки говорили на одном языке, имели одну культуру и одинаковую внешность, а также сами себя на сартов и узбеков не разделяли, как не разделял их никто, кроме русских, которым на ухо шепнули ишак-казахи.

Казбичи действовали тогда и действуют сейчас как заноза в заднице

Анонимный комментирует...

До монгольское время.
На древнетюркском языке слово "сарт" означало "купец,водитель каравана".
Имело ли этнической окраски? - Нет, хотя большинство купцов были согдийцы.
А оскорбительного оттенка? - Нет.

В монгольское время.
Монголы называли общим именем "сартаул" народ и землю Хорезм и прилегающих регион, откуда были немногочисленные выходцы-представителей купцов.
Имело ли этнической окраски? - Нет.
А оскорбительного оттенка? - Нет.

Период Тимуридов (Чагатайский улус).
Теперь значение меняется и под сартами понимаются исключительно фарсаязычные.
Имело ли этнической окраски? - Да.
А оскорбительного оттенка? - Нет.

Во время существования ханств.
С приходом дашти кипчакских узбеков сартами называется население бывшего Чагатайского улуса.
Имело ли этнической окраски? - Нет, пришлые узбеки сартами называли как и местных тюрок, так и таджиков.
А оскорбительного оттенка? - Неизвестно. Наверно у чагатайцев было такое шутливое прозвище лишь на короткое время до оседания самих узбеков.

Контакт казахов и городскими поселениями Средней Азии.
Казахи говорили и до сих пор говорят так: "Ozbek – oz agam, sart – sadagam". Но при этом в презрительном смешке "sart – sadagam" также нет этнической подоплеки. Так они называли не только фарсаязычных таджиков, но и оседлых тюрок и узбеков, утерявщих свою родоплеменную принадлежность.
Имело ли этнической окраски? - Нет.
А оскорбительного оттенка? - Да.

Этнография в царское время.
Казахи были путеводителями царских завоевателей и их переводчиками,они ознокомили их здешными жителями исходя из своих собственных антипатий и симпатий к тем или иным группам населения, иначе говоря термин сарт был привнесен казахами,они вдохновляли российских этнографов, воодушевляли и призывали их чтобы они намеренно навязывали это обидное прозвище неугодным им группам узбеков, хотя самим "сартам" слово сарт было скорее неизвестно.

Советская этнография.
Лапин, джадиды, Магидович и другие резко возражали против использования термина "сарт", так вот они поправили умышленную ошибку имперцев и казахов, назвавших единый народ искусственно названным именем. Таким образом, попытки разделит узбеков на составные части не увенчались успехом.

Короче, это дело рук казахов, термин "сарт" был привнесен извне. В Афганистане живут племенные узбеки, до сих пор имеется чёткая родо-племенная идентификация и скотоводческая система хозяйства, но они своих неплеменных товарищей не называют "сартами", такое было только на севере. Русские разведчики собирая инфа о народах СА, спросили у казахов - Кто они? Те ответили "сары ит" сарты - желтые собаки, при этом сами степные ишаки не владели полной информацией, ведь трусливые ишаки не имели прямого контакта со "сартами" владенией Коканда, Бухары,жили в своем маленьком мирке, не имеющий ничего общего с реальностью,все это было на уровне слухов. Советские этнографы поняли что, это всего лишь слухи и интриги и исправили, заменив "сарт" соответственно на "узбек" и "уйгур", но страсти с тех пор не утихли и нет признаков что-то измениться в перспективе. Для большинства это прекрасная возможность наехать на "сартов" и рассказать им их историю возникновения на земле. Так что, "сарты", не удивляйтесь тому, как охотно будут вам степные ишаки и в дальнйшем навязывать этот термин, опираясь на труды Бабура и Наваи, понимая или не понимая что, их "сарты" это все лишь тезки как казаки-казахи, хазары-хазарейцы, албаны-албанцы итд. Образ "сартов-недотюрков" создан относительно недавно ишак-казахами.

Tak napisano na eurasika.ru

ИШАК-КАЗАХ комментирует...

это правда. казахи никогда не ассоциировали с тюркским миром и тюрками, для них этот этноним был не особо в обиходе. с понятием туркизма и турк тили их активно стали знакомить лишь в 19 веке джаддиды и татарские миссионеры-ишаны, а также условно сартские. именно через них пришло более менее восприятие общности. но практика показывает мусульмане для них так и остались сартами-дехканами, со всеми вытекающими. интегрировать в тюрко-мусульманский мир их так и не получилось, они из него в культурно-цивилизационном аспекте выпадали всегда. а доказательство этому этот форум. лозунг общий лучше быть общим с монголом и калмаком, чем с сартом. вот он весь ислам с вытекающими.

вот так с подачи с чей-то, турк тили Навои, становится для них сартским. т.к. карлукский. причем в мухкаматуль лугатайн свой язык он назыает турк тили и противопоставляет сартскому-персидскому. вообще за последнии 3 века несколько общностей, вклинились в тюркский мир на птичих правах и исходя из нынешней конъюнктуры пытаются вреховодить и показать, что якобы их быт и клуьтура являются "эталонными". хотя в действительности они были всегда не то, чтоыб на переферии или отшибе этих процессов. эти рпоцессы обошли их просто стороной. но Советы все перелопатили, подключили академическую среду, свояли им великую историю, великие границы, великой прошлое...эта же срдеа произвела полевые работы и переписи, собрала фольклор за них, классифицировала и перевела стилистически в более пафосные и гротесткные формы...а в ответ, вместо спасибо советской академической среды - они раздули щеки и начали действительно думать, ах какие мы великие, древние и чистокровно-родовитые...парадокс.

то, что Ваше конкретно взятое общество до 19 века имело примитивные формы типичного монгольского быта с сотвествующей самоорганизацией и укладом, не значит, что это касалось тюрок аж с 7-8 века в целам. Ваш быт для нас не эталонный, а принадлежность к тюркскому мира не очевидна, и обусловлена лишь 5 вековым переходом на кипчакские наречия огромной массы ассимилируемых в дашты кипчаке монглоьских племен. какое вообще отношение имеете к тюркам и формированию тюркской этничности? литературе на тюрки? не то, чтбы последнее. Вы его почти не имеете. То, что есть тюркский мир и все остальное вас научили нугайские ишаны и сартские муллы, как и исламу в 19 веке, вместе с джаддидами алаш-ардынцами...

Isto4nik - eurasica

СТЕПНОЙ ИШАК комментирует...

хивинцы, бухарцы и кокандцы, при каждом удобном случае, нападали на казахов и продавали пленных в рабство? Как ранее делал великий эмир Тимур? Центр государства которого располагался именно на территории современного Узбекистана. Который совершал походы аж до Волги и складывал пирамиды из голов. Голов казахов.
Хивинцы, бухарцы и кокандцы всегда были настроены враждебно к казахам. И их потомки, в вашем лице, нисколько не изменились. Вы, узбеки, вспоминаете, что мы с вами «братья», только когда вам это выгодно, когда надо урюк продать.

В самом начале месяца шевваля 914 г.х., т.е. в конце января 1509 г., Шейбани-хану пришлось в Бухаре объявить "священную войну" против казахов, 5 шевваля (28 января) Шейбани выступил походом на казахов. Когда Шейбани-хан разгромил казахов в вышеупомянутый поход 914 г. и забрал бесчисленные стада скота, массу пленных обоего пола и прочую несметную добычу, то в числе ее были и дома-повозки казахов.

По сведениям Мухаммед Юсуфа Мунши, в 1611 г. Имам-кули-хан выступил с карательной экспедицией на Сырдарыо, в район города Туркестана и гор Каратау; войска его истребляли и забирали в плен восставших против Бухары «мятежников» — казахов, каракалпаков и калмыков. «Те из них, кому удалось спастись от гибели, скрылись в горах и глухих лесных зарослях, куда до сих пор не ступала нога человеческая».

Достоверно известно, что хивинские ханы, будучи не в силах напасть на богатые города Бухары или Хорасана, просто собирали ополченцев в 20-30 тысяч человек и устраивали поход на казахские степи. Историк Мунис Хорезми участвовал в таких походах и видел все ужасы войны. Хивинские войска просто окружали какое-нибудь казахское племя и планомерно истребляли их. Тем, кто отрубит голову двадцати казахам, выдавали драгоценные халаты. При этом подобные походы никаких политических либо экономических выгод не сулили. Просто хан должен был хотя бы раз повоевать, чтобы получить титул падишаха, но поход против более могущественного соседа Бухары не всегда казался заманчивой затеей для ханов ввиду опасности нахватать неиллюзорных звиздюлин. После того, как хивинцы убивали несколько сотен степных воинов и гнали этот род подальше от своих границ, хан триумфально въезжал в столицу под аккомпанемент зурн, а уличный сброд радовался причине для халявного плова. Вполне возможно, что часть казахов просто ради защиты обратились в сторону России.

А кайсаки называли хивинцев презрительно сарт, а в лицо - оралды или ургянджи.

СТЕПНОЙ ИШАК комментирует...

Во второй половины XVIII в. Ташкент присоединяется к Бухарскому ханству. Город был поделен на четыре части со своим правителем и войском, которые постоянно находились во враждебных отношениях к друг другу. Борьба продолжалась до тех пор, пока власть в Ташкенте не была захвачена Юнус-ходжой – правителем Шайхантаурской части города. Юнус-ходжа обнес город стеной и совершил несколько походов на казахов Старшего жуза. Ему удалось отвоевать у Старшего жуза все ташкентские селения и подчинить себе кочевавших в Ташкентском вилайете казахов. Каждый свой поход Юнус-ходжа ознаменовывал целым рядом казней и устраивал большие пирамиды из голов убитых. Казахи смирились, обязались повиноваться и были обложены данью со ста баранов по одной голове. В 1807 г. Юнус-ходжа потерпел крупное поражение от кокандцев. В 1810 г. после его смерти правителем Ташкента стал его сын – Султан-ходжа. Алим-хан совершил несколько походов на Ташкент. В конце концов, Ташкент был завоеван и окончательно присоединен к кокандским владениям.

Через год среди казахов вспыхнуло восстание, вы­званное жестокостями и различными злоупотреблениями кокандских сборщиков зякета.Прибыв спешно зимой в начале 1809 г. в Ташкент, хан направил свои войска в степные районы с приказа­нием грабить и уничтожать всех встречных казахов.

Одна- часть казахского населения была истреблена, другая захвачена в плен, имущество жителей, по словам кокандского историка Аваз Мухаммеда, было разграб­лено до последней тряпки, третья успела откочевать в отдаленные степные районы или горные ущелья и та­ким образом избавилась от грабежа и гибели. Масштаб действий кокандских войск значительно сократился так­же из-за жестоких холодов, какие стояли в степях в это время. Многие -из воинов отморозили себе руки или ноги, в войсках начался ропот. Даже известные своей предан­ностью отряды таджиков открыто выражали свое недо­вольство.

Анонимный комментирует...

Да ты казах, когда человеком стал? Слово "казах" среди узбеков имеет нарицательный оттенок и говорят "казах" или "козог" на тупых, безкультурных, не умеющих ничего, без рода и без племени. Так уже сложилось, что вы всю жизнь кочевали как цыгане перенося с собой свою вонючую юрту из одного места в другое, что не успели, ни туалет построить (срете, там где жрете), никакую культурную ценность, самобытность не создали, жрали только конину, на большее ума и фантазии не хватало, не мылись, ходили вонючие, а теперь в люди выбились??? КОЗООГ, в тебе желчи так много, что аж приятно смотреть, как ты брызжешь ядом и завидуешь узбекам. )) Смотри сам не подавись. Если что, узбек с казахом за километр срать не сядет, а ты тут туфту гонишь. Мне предельно ясно, почему ты завистливый, да потому что у тебя через монгольский - огромная шайба и глаза как %изда тушканчика, а узбеки симпатичная народность. В отличие от вас узкоглазых, узбекская национальность достаточно смешаная и культура здесь на высоком уровне. В Узбекистане, хорошо развито народное творчество, ремесло, ковроделие, шелкопрядство, резьба по ганчу, изготовление домашней утвари, красивой одежды, самобытных узоров, вышивок... архитектура, литература. Узбеки оседлый народ и здесь возделывали землю, превращали пустыню в оазис, здесь много домов с красивыми садами, много фруктовых деревьев. А что вы можете кочевники? Только обсирать других и жрать конину и пить вонючий кумыз. Протри жопу сначала, потом рот разевать будешь бездарь. Впредь казахам, прежде чем лить гавно на другие национальности (а это вы всегда делаете, особенно в отношении узбеков, понятно зависть), подойдите к зеркалу и посмотрите на себя. И вы поймете, что все ваши аргументы и авна не будут стоить.

Анонимный комментирует...

Этим комментарием узбек, а вернее безродное существо, показал, что он собой представляет. Его слова о садах, культуре и самобытности узбекского народа полностью соответствуют его выражениям ! Только узбек может так выражаться!

Анонимный комментирует...

СТОП, СТОП, БРЭК. ВОТ И ПРИШЛИ С ЧЕГО НАЧИНАЛИ В СРЕДНИЕ ВЕКА. ЕДИНСТВЕННОЕ СПАСЕНИЕ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (КАЗАХСТАН,УЗБЕКИСТАН,ТАДЖИКИСТАН, КЫРГЫЗСТАН И ТУРКМЕНИСТАН) ОБЪДИНЕНИЕ В ОДНО ГОСУДАРСТВО С ГОСУДАРСТВЕННЫМ ТАДЖИКСКО-ПЕРСИДСКИМ ЯЗЫКОМ, ПОТОМУ,ЧТО ЭТОТ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА ВСЕГДА НЕСЛА НАРОДАМ ЭТОГО РЕГИОНА ПРОСВЕЩЕНИЕ, КУЛЬТУРУ И НАУКУ И БЫЛА ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКОМ ВСЕХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА УКАЗАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ВПЛОТЬ ДО ХХ века. Могут сомневатся казахские братья, рекомендую вам посмотреть переписку казахских ханов с царскими правительями в период с XVI لت XIX века. Тогда мы можем, создать какую-то конкуренцию России, Китаю и другим. Все равно на тюркских диалектах за всю историю ни написано ничего существенного что могло бы войти в сокровищницу мировой науки и культуры. Вспомните слова Н.Ганджеви:Мы знаем толк в речениях людских,Мы замечаем каждый новый стих. Но к тюркским нравам непричастен двор, Там тюркский неприличен разговор.Раз мы знатны и саном высоки, то и в речах высоких знатоки!(пер.Антакольский). Вы сами друзья все это знаете. Не зря почти все перешли на латиницу, потому, что на своем не чего читать и терять. Наши узбекские братья сколько стараются присвоить нашу историю, культуру даже переписывают таджиков в узбеки (почти 20 миллионов за Советские времена были переписаны), чтобы как то показать себя индоевропейцами, хотя они и 2,5 миллиона казахов и 1,5 млн уйгур переписали на узбеков, им лучше отказатся от своей нации и признать себя таджиками, все равно узбек - это имя человека, а не нации. Без обид давайте объеденимся под флагом таджикской цивилизации и мы будем впереди планеты всей. Вы сами безнадежно отстали в силе и выразительности своего языка, зря время не теряйте В быту семейном кругу еще может быть они смогут быть полезны вам, даже нет вы не сможете выразить даже глубину своих чувств и т.д. Кто поддержит меня давайте создадим сообщество и будем призывать остальных. с уважением, ваш

Анонимный комментирует...

У нас кстати есть пословица:КАЗАККА КУЛ КЕРЕК,ОЗБЕККЕ ПУЛ КЕРЕК!

Анонимный комментирует...

Анекдот
Встречаются лидеры стран Центральной Азии.Начинает президент Узбекистана:"Народ Узбекистана живет хорошо.За прошедший год мы добились роста экономики на 10%,создали много рабочих месть.У нас каждый узбек имеет авто Дэу Некси.Президент Казахстана Назарбаев:Ну,ничего говорить не буду,по крайней мере у нас каждый казах имеет по пять узбек раба:-)Кстати прошу прощение за ошибки.Я учился в казахской школе.Граница Узбекистана и Казахстана,местечка Чернявка,надпись:КАЗАККА КУЛ КЕРЕК,УЗБЕККЕ ПУЛ КЕРЕК!Сау болындар сасык сары иттер!

Анонимный комментирует...

Казахи и узбеки родственные по крови народы но в плане культуры и обычаев разобщённые.
Узбеки это сословие а не род или племя. Т.е. те кто служил Узбекхану и его потомкам называли себя узбеками, изначально они были кипчаками(половцами) а когда Шейбанихан переселился в Самарканд из половецкой степи вытеснив тимуридов в Афганистан то уже и местная аристократия стала называть себя узбеками.
Кочевники же городское сословие называли сартами, сами городские называли себя по имени городов.
Поэтому слово сарт встречается в источниках редко. В дальнейшем при создании республики Узбекистан всех тех кто говорил на примерно схожем тюркском языке сделали узбеками. А тех кто говорил на иранском таджиками. Ведь таджики изначально было военным сословием в арабской армии 7 века - наёмники с Ирана. Получается что узбеки присоединили к себе тюркоязычных а таджики ираноязычных.
Узбеки всегда разоряли земли казахов вырезая их поголовно(Темуриды, Шейбаниды, Кокандцы), причина их систематическое предательство, неумение решать обоюдные проблемы дипломатией, низкая культура и язычество.
Хотя это было раньше но ненависть узбеков к ним осталось в крови.
Я думаю что никогда Узбекистан не будет союзником Казахстану а тем более Киргизии.
С таджиками есть общие интересы поэтому возможно с ними всё образуется, но с казахами и киргизами нет.

ЕРГЕНЕКОН комментирует...

Хорошая статья. Только у автора сильно хромает русский язык - надо было дать отредактировать русскоязычному редактору.

Анонимный комментирует...

Ханствующий в Кокане дом происходит из кара-киргизского рода; предок нынешнего хана был киргиз Нарбут-бий. Надобно заметить, что главную массу населения в ханстве составляют сарты, т.е. народность, происшедшая от браков аборигенов страны: таджиков (народа арийского происхождения и вполне родственного с персами) и пришельцев-завоевателей узбеков (народа тюркского происхождения). Сарты склонны к мирной, оседлой жизни, торговле, разным промыслам. Совершенную противоположность с ними составляют узбеки, воинственные и энергичные. К числу узбекских родов принадлежат, между прочим, также кипчаки и кара-киргизы (иначе: черные или дикокаменные киргизы), занявшие долины Тянь-Шаня и частию Коханское ханство, в его восточной части. Центр кипчакского населения в Кокане есть город Андиджан или Анджан. Неудивительно, что воинственные узбеки, поселившись в Кокане, вскоре присвоили себе верховную власть – и каракиргиз Нарбута-бий сделался коканским ханом.

Но преемники Нарбуты скоро утратили свои типические узбекские особенности; окруженные сартами, сравнительно более цивилизованными, они мало помалу стали принимать нравы, образ жизни, воззрения сартов и, конечно, отдавали им во многих случаях предпочтение пред своими единоплеменниками, узбеками. Последние, в свою очередь, не уступали без борьбы первенствующей своей роли в ханстве. Оттого вся история Кокана есть собственно история борьбы за гегемонию двух народностей: сартовской и узбекской. На стороне первой стояли ханы, придавая тем сартовской партии действительный вес и значение; вторая партия, узбекская и вернее кипчакская – потому что в последнее время видную роль в этой партии играли кипчаки – сильна была своими даровитыми и храбрыми представителями. Известнейшими вождями, батырями, кипчаков в последнее время были Мусульман-Кул и Алим-Кул.

Кипчакская партия в Кокане поднялась и получила особое значение с 1841 года, т.е. со времени завоевания Кокана бухарским эмиром Насыр-Уллахом (Батыр-хан). Кипчаки восстали против бухарцев, свергли поставленных эмиром в Кокане и в Ташкенте правителей и провозгласили ханом старика Шир-Алия. Конечно, под его именем управляли ханством кипчаки. Когда сартовская партия снова начала брать перевес и во главе приближенных к хану встал некто Шади, сарт родом, то кипчаки открытою силою возвратили себе первенство. Глава кипчаков, Мусульман-Кул двинулся с войском против хана, или вернее против его первого министра Шади и разбил ханские войска. Шади был убит в сражении – и его место занял Мусульман-Кул.