вторник, 26 февраля 2008 г.

Непокорный и загадочный Дахбид

Дахбид это тот пригородный район и древний городок Самарканда, который стал известен мусульманскому миру после академий знаменитого шейха Абу Юсуфа Хамадани в махалле Хушруд (под этим именем сейчас подразумевают поселок Хишрав) и Ходжа Ахрара в местности Ходжа Кафшир третий по счету центром суфизма. Дахбид стал центром суфийской течении накшбандия при жизни Махдуми А’зама – видного шейха, который избрал для своего постоянного место прибивания Дахбид. Дахбид был знаменит и до дахбидских шейхов. Он относился к древнему пригородному району Ним–Сугуд, что в переводе означает «Половина Согдианы». Главным поселением в этом районе при тимуридах считался село Офаринкент. В последствии по названию этого большого села или городка район назвали Офаринкентский туман. Автор книги по истории Самарканда «Кандии» пишет, что Офаринкент построил самаркандский царь Гурек. Гурек был царём Согда и при правлении арабских наместников. Туман Офаринкент сохранил своё название и при правлении шайбанидов. По Вяткину при разделении Мавераннахра в 1512 году, после знаменитой битвы при Кули Малик, когда Бабур был вынужден оставить Самарканд, средняя часть долины реки Зарафшана – Миянкал (Ним–Сугуд и Сугуди Калонские туманы) а также Нурата достались в удел одному из победителей узбекских султанов - Джанибек–султану и его сыновьям. Джанибек сел в Кармине, а своего сына Искандар–султана назначил правителем Офаринкентского тумана. Он правил этим туманом до 1529 года, до смерти своего отца. При правлении аштарханидов Офаринкент продолжал служить место прибиванием хакима или бека, казия, но затем он уступил свою роль Дахбиду. В. Вяткин пишет: «Оба эти селения в числе немногих долинных кишлаков сохранили таджикское население, а первый (Офаринкент), кроме того, арабское. Современное село Кумушкент существовало уже при последних чингизидах… Здесь находились мазары Али-ота, тюркского шейха из последователей Ахмада Яссави и других чтимых и доныне лиц. В последствии здесь–же похоронен был Касимовский царевич Шигай. Селение Ванг, названия которого сохранилось до настоящего времени, упоминается при тимуридах. Оно лежит между Кумушкентом и Яны–курганом. В одной окружной меж землями селения Ванга находились земли селений, Арала и Срикучи и большого селения – Ваидж.». По Вяткину Ваидж находился на месте современного Лаиша.

Реку Кухак (во время тимуридов называли Дарёи Сафид) сейчас называют Ак–дарья. В. Вяткин в «Материалах к исторической географии Самаркандского вилаята.» (1905 г.) далее пишет: «В эпоху шейбанидов в Офаринкентском тумане в первый раз встречаются названия селения Дахбида. Известность оно получило с того времени, когда сюда переселился из кишлака Касана, находящегося в Фергане известный шейх: Махдуми А’зам. Похоронен он был в Дахбиде–же. При его мазаре впоследствии известный строитель Самаркандских медресе Тилля–кари и Шир–дара Ялангтуш Бахадур основал обширную ханаку. Существующая же здесь медресе, построенная из жжёного кирпича и состоящая из 34 худжр с мечетью дарс–хоной, основана была гораздо позже, при первых мангитах. Уже при шейбанидах Дахбид был окружён стеной с несколькими воротами в ней, из которых известны были ворота мазара Джук.». Автор здесь же упоминает и Кампир–девор, что подразумевается старая оборонительная стена. По Вяткину Дахбид и его окрестности очень древний и густонаселённый район.

Один из исследователей истории Дахбида и дахбидских шейхов Комилхон Каттаев в своей книге «Махдум А’зами и Дахбид» (Самарканд, 1994) пишет, что появление Дахбида связано с переселением из Касана Ферганской долины шейха Ахмада Джалаладдина Касани (1462–1542) (то есть Махдум А’зама) по приглашению шайбанида Джанибека Султана в Миянкал. Это события произошло приблизительно в 1515–28 годы. Только в ХIХ веке в Дахбиде проживало 1206 семей. Так как количество мечетей 45, то нетрудно угадать, что количество населения было во много раз больше, так как при одной мечети бывает от 100 до 500 молящихся. Ясно, что Дахбид пережил трагические дни и не один раз. По свидетельству журналистов побывавших во многих районах Таджикистана, там людей прадед или прапрадед которых родом из Дахбида можно встретит всюду. А вся население Пандж-ширской долины Афганистана считают родину своих предков Дахбид. Из таджикских поэтов покойный Лоик Шерали утверждал, что его прадед в Пенджикент переселился из Дахбида, а поэтесса Фарзона считает себя потомками дахбидских шейхов. Дахбидцы переселились и в город Самарканд. Гузар Дахбеди начиная с универмага на Регистане, растянулась до Соборной мечети Амира Тимура известной в народе под именем «Мачити Биби–хоним». Академик Академии наук Таджикистана Раджаб Амонов рассказывал мне, что дахбидские переселенцы в долине Пандж-шир Афганистана имели при себе халат пророка Мухаммеда. То что дахбидцы были нетерпимы к несправедливости и гнету. Непокорны, горды, и не перед кем не склоняли головы, известны всем. Но до сих пор остаются неизвестными с кем они воевали и почему дахбидские повстанцы несколько раз были вынуждены покинут Дахбид и разбредаться по белому свету.

По версии исследователя К. Каттаева история Дахбида полна волнующих событий. Например, при правлении аштарханида Абдул–азизхана (правил он в 1645–80 годы) Дахбид превращается в центр народного восстания. Говорит о том, что дахбидские шейхи, чуткие к любому проявлению насилия к мусульманам не были причастны к восстанию невозможно. Тогда шейхи Ходжа Розик и Ходжа Махди ибн Мусоходжа, как прямые потомки великого шейха Махдуми А’зама были в большом авторитете. Абдулазизхон из района Согарджа направил большое войско на расправу дахбидских повстанцев и эта война для дахбидцев закончилось трагически. Потом в Х1Х веке в Дахбиде было ещё одно восстание. Во время правления аштарханидов и мангитов в плот до завоевания Россией Самарканда в борьбе за власть в Самарканде и Бухаре было так много восстаний и междоусобных войн, что диву даешься как удалось народу выжить в этой бойне. А дахбидцы как пригородный район подчинённый Самарканду были участниками всех этих кровавых событий.

Когда началась мобилизация не русского коренного населения Туркестана по приказу царя на войну в некоторых городах и районах этого края 1916 г. начались восстания. Конечно Дахбид с его традициями и опытом к различным восстаниям, не мог остаться в стороне.

В «Истории Самарканда» записано, что в Самаркандском уезде наиболее крупное восстание произошло в Дахбидской волости. Несмотря на запрещение сходок, 7 июля 1916 года на базарной площади в селении Дахбид стала собираться огромная масса народа, часть которой была вооружена палками. Во главе восставших стоял Усман Абдурасул - представитель демократической интеллигенции. Повстанцы напали на мирзу (секретаря) волостного управителя Кабулова, а затем и на самого волостного. Во время стычки мирза несколько раз ранил Абдурасулева. Тогда повстанцы бросились на Кабулова и убили его. Волостной управитель пытался бежать, но был тяжело ранен одним из восставших.

Для подавления восстания в Дахбид была послана воинская команда, которая арестовала 30 повстанцев. Более 10 дней солдаты находились в селении для «устрашения публики».

Благодаря Махдуми А’заму Дахбеди и его потомков возглавлявших суфийское течение накшбандия, суфизм в Самарканде и по всей Центральной Азии продолжил жить и развевался. Распространился и на Восточный Туркестан. Из потомков Махдуми А’зама Хидоятулла Офокходжа в 1682 году пришёл к власти в Восточном Туркестане. Его потомки 78 лет правили этой страной. В 1760 году Китайский император захватил Восточный Туркестан и положил конец правлению дахбидских ходжей. Много добрых дел было сделано по наставлению дахбидских шейхов. По требованию внука Махдуми А’зама Ходжа Хошима самаркандский правитель Ялангтуш за счёт награбленного богатства в грабительских походах на Хорасан, Афганистан и Иран построил медресе Шир–дар и медресе Тилля–кори. А в Дахбиде построил медресе, две мечети, хонако с мраморным мавзолеем (Дахма) дахбидских шейхов. А в портале хонако написали это стихотворение на таджикском языке:

Дахбид не десять верб,
а источник света,
Каждый купол хонаки
это священная гора Тур.
Каждый чинар его райское
дерево туби,
И место явления сердец любовников.

Под словом любовников подразумевали суфиев. Дахбид в переводе с таджикского языка означает десять верб. Это свое названия получил после того, когда великий шейх Махдуми А’зам посадил тут десять верб и приступил к учению. Догадывался ли он, что из ветвей этих деревьев в будущем создадут копья и будут кровопролитные бои за справедливость и свободу. Наверное догадывался. Но знал, что самое лучшее занятие в этом мире, посеять что–ни будь в землю и собирать урожай.

Поэтому и наряду с суфийскими рисоля, написал сочинение о дыне – «Биттих». Дахбитские дыни – особый сорт, которую самаркандцы ценят не меньше других знаменитых сортов.

Махдуми А’зам Дахбиди написал 33 сочинений, из них некоторые переведены на узбекский языки и опубликованы.

Потомки шейха живут и в Дахбиде и в других районах и городах Узбекистана и Таджикистана. Один из потомков Махдума Комилхон Каттаев в Самарканде создал «Фонд Махдуми А’зама Дахбеди» занимается пропагандой и изданием наследия Махдуми А’зама Дахбеди. Наследие дахбидских шейхов огромное и размер настоящей статьи не даёт возможности говорит обо всех дахбидских шейхов, их произведений.

В прошлом самаркандцы когда в огородах поспевал дыни в день «Праздника дыни» все стремились на поле в сторону Дахбида. В этот день для горожан дехкане угощали дынями бесплатно. И люди за одно посещали гробницу автора рисоля о дыне и читали молитву для упокоя его души.

Не возродит–ли нам этот светлый и сладкий праздник?

12 комментариев:

tojvar комментирует...

Очень интересный материал и было бы неплохо перевести его на таджикский язык, так как новое поколение таджиков почти не знает русского языка.

В 2002 году учавствовал на вечере памяти Ахмадшаха Масъуда в Душанбе, гду самаркандский поет и диссидент Хаёт Неъмат рассказал, что нашел рукописи касающиеся истории Дахбеда. Речь пошла об этом, так как всем известно, что Масъуд тоже сичтал себя потомком дахбидских таджиков.

В Вашем мателиале ничего не говориться о находу Неъмата. Он так же заявил, что в скором времени намепчает это книгу.

Возможно эта находка многим восполнит пробелы в героической истории Дахбида.

С уважением Тоджвар

Tajikistanweb комментирует...

Спасибо за весьма интересный исторический очерк. Многое в нем было новым для меня.

У меня возник один вопрос: насколько Вы уверены, что Ак-дарья раньше называлась "Дарья-и Сафид". Или скорее всего "Сафидаб"? Мне просто интересно узнать, с каких пор мы начали называть реку "дарья". В то время как более употребляемым эквивалентом реки в персидском языке был и остается "руд".

Адаш ИСТАД комментирует...

«Дарёи Сафед» упоминается в работе В.Вяткина «Материалы к исторической географии Самаркандского вилаята» (1900). Если Вас интересует эта тема, посмотрите также В.Бартольд, т.1. стр.132-147 «Географический очерк Мавераннахра» и его труд «К истории орошения Туркестанского края».

Адаш ИСТАД комментирует...

На ваш вопрос. Хаёт Немат ответил мне по телефону следующее: В моём выступлении о какой - нибудь книге не упоминалось. Я только сказал, что Ахмадшох Масъуд мечтал побивать на родине своих предков на Дахбиде. А некоторые журналисты неправильно поняли его и преподнесли так как будто он хочет завоевать Самарканд.

Анонимный комментирует...

А я лично из уст самого Ахмадшаха слышал,как он говорил, что его джихад завершится только тогда когда будет освобожден Самарканд и он выпьет пиалу зеленого чая на земле своих предков.

Анонимный комментирует...

Бобокалонхои ман аз Дахбед будаанд..Кариб 300 сол пеш ба Вахеи Точикистон рафтаанд.Мехостам фахмам-чи вокеа руй дода буд,ки онхо аз ватани худ кучиданд? Рахмат,точике аз Казон.

Адаш ИСТАД комментирует...

300 сол пеш аз сустии амири Бухоро истифода карда кабилаи кенагаси Шахрисабз Самаркандро забт мекунад. Ва бо казокхо шартнома мебандад, ки агар ба хучум ба сари амири Бухоро аскар диханд, метавонанд мардуми Самарканду Бухороро талаву тороч кунанд ва асир намуда бо худ бибаранд. Дар ин чанг амири Бухоро тавонистааст танхо ду гузари Бухороро химоя кунад. Аз Самарканд то Бухоро Миёнкол ном дошт, ки шахраку дехоте хурде ба мисли Дахбед дошт. Дар ин марз касе намондааст ба гайри ду гузари Бухоро. Сипас амир Шохмурод ва падари у тамоми точикони шахри Марвро ба Бухоро ва Самарканд мекучонанд. Амир Шохмурод аз Уротеппа бисёр точиконро кучондааст. Баъд ба Хисори Точикистон лашкар кашида дах хазор оиларо мачбур мекунад, ки ба Самарканд кучанд. Ба тахмини камина бобокалони шумо аз хучуми кенагасу казок ба куххои Точикистон гурехта чон ба саломат бурдагон аст.

Анонимный комментирует...

Рахмат.Агар адабиети торихиро пешкаш мекардед,бисьер хурсанд мешудам.Бо салом,точики казони.

Адаш ИСТАД комментирует...

Ба маколаи камина Устод Айнӣ оид ба Самарқанд мурочиат кунед аз ин чизи зиёд намедонам.

Анонимный комментирует...

Сарбаланду хушнуд бошед! Сипос..Оиди сузи дилам,ки мехохад механи ниегонро бубинад,сухани бисьер намегуям...Аммо таъгиротхое,ки кунун гирди "Туронзамин" ба назар мерасанд:воридхохии Амрико ба минтака,марказивазкунии чумхурихои инчо,сабаб мешуда бошад,ки роххо воз шаванд,рафтуо сар шавад? Бо дуои нек,точики казони..

Анонимный комментирует...

Ба Шумо хазорон ташаккур, устоди азиз. Шумо дар асаратон аз китоби Комилхон Каттаев «Махдуми Аъзам ва Дахбед» ёдовар шудед. Устод, мо кушиш намудем ин китобро дастрас намоем, аммо мутаассифона ноил нашудем. Устоди азиз, агар имкон дошта бошед, намуди электронии ин китобро дар сайти худ чой медодед, ё ба нишонии электронии мо ирсол медоштед. Аз Шумо миннатдорем. Гузаштагони мо аз Дахбеди Самарканд мебошанд ва болотар аз дехаи Каратог маскун шудаанд. Карзи фарзандии мо аст, ки таърихи гузаштагони худро омузем ва дар ин кор аз ёрии Шумо умедвор хастем. Ба хурмати ачдодон мо дехаи худро Дахбед номгузори намудаем.
Кутбиддин Хидоят, сокини дехаи Дахбед, нохияи Турсунзода, Чумхурии Точикистон, почтаи электронии мо: fshu@mail.ru

Анонимный комментирует...

ачдодони имрузаи мо хам, ки мукими нохияи Муъминобод-анд мегуянд, ки ачдодонашон аз Дахбеди Самарканд омадаанд ва аз руи саволу-чавобхое, ки бо бисёри онхо доштам инро дасдик кардаанд...Ахмадшохи Масъуд ба 500-600 сол пеш аз Дахбед ба Панчшер куч бастани ачдодонаш ишора кардааст...яъне санаи куч бастани ачдодони Ахамадшохи Масъуд ба санаи ба кухистони Муъминобод омадани ачдодони мо рост меояд...агар ин гуфтахо дуруст бошанд пас гуфтан мумкин аст, ки точикони мукими Панчшеру Муъминобод дар як вакт аз Дахбед куч бастаанд...хаминро мехохам фахмам, ки онхо аввал ба Точикистони куч баставу баъд ба Панчшер рафтаанд ва ё баръакс...ташаккур устод