вторник, 26 февраля 2008 г.

Абу Муслим-непобедимый Шохи Зинда

До и после знаменитого договора 712 года между царём Согда Гуреком и наместником халифата было много антиарабских восстаний недовольных грабительскими налогами мусульманских правителей. Все восстания заканчивались поражением и трагедией для Согда и его столицы Самарканда. В 746 году в Мерве Абу Муслим от имени главы дома пророка-Ибрагима ибн Мухамеда ибн Али призвал народ на восстание против Омейядов. Впервые восстание недовольных политикой халифа Марвана получил официальное одобрение со стороны дома пророка. Аббасиды, оказавшие в оппозиции воспользовались моментом, дали Абу Муслиму черное аббасидское знамя и поддержали его морально.

Восстание имел огромный успех в таких больших регионах как Мавераннахр и Иран. Войска Абу Муслима разгромили войска халифа Марвана. Новым халифом стал аббасид Ас-Саффах. Ас-Саффах не только не исполнил обещания снизить налоги, но использовал армию Абу Муслима для подавления бухарских повстанцев. Кроме того в 752 году новый халиф Абу Джафар ал-Мансур тайно назначил на месте Абу Муслима наместником Хорасана Зияда и послал его убивать Абу Муслима. Приказу халифа Мансура выступить против Абу Муслима самаркандцы не подчинились, наоборот заступились за него и начали борьбу против врагов Абу Муслима. Вскоре самаркандский дехкан по имени Баркас поймал в своём дворе скрывающую от преследователей Зияда, отрубил ему голову и принёс Абу Муслиму.

Абу Муслим в Самарканде считал себя как у себя дома. Тут у него было много соратников вместе с ним разгромивших войска халифа Марвана. Самаркандцы помнили, как под его руководством они заново построили оборонительные стены Самарканда, заново построены были сотни бойниц и бурджей. Историк Б. Гафуров пишет, что в 751 году у речки Талас (территория нынешнего города Джамбула Казахстана) войска Абу Муслима разгромили войска императора Китая напавшего на Центральную Азию с целью овладения и порабощения.

Абу Муслим не нравился Абу Джафару тем, что требовал, снизит налоги населению мусульман Ирана и Мавераннахра и имел политическую независимость, и высокий авторитет в исламском мире. В 755 году Абу Муслим, отправился в хадж и по дороге был вынужден по мусульманскому обычаю посетить главаря халифата. Так он предательски был убить по приказу Абу Джафара. Соратники Абу Муслима Малик-заде и Боди Ялдо из Багдада привезли в Самарканд останки Абу Муслима и с почётом похоронили в мазаре Ходжа Тамима Ансори. Абу Муслим еще при жизни снискал славу вождя-избавителя народа от иноземного и социального гнёта. Его считали даже равноправным преемником пророка. Траур был огромен. Сразу же стали слагать легенды, что халиф Мансур убыл его потому что на его приёме Абу Муслим в резком тоне потребовал, уменьшит все види налогов взимаемых из мусульман Ирана и Мавераннахра. Маздакитские (хуррамитские) настроенные слои население сделали из него маздакита-борца за равноправие людей, независимо от положения и богатства, рас и религий. В городе Рее (Иран) восстание возглавил бывший соратник Абу Муслима Сунбад Габр, имя которого говорить о том, что был зороастрийцем. Одного из соратников Абу Муслима звали Исхаки Турк, который распространял его идеи в Мавераннахре, говорил, что Абу Муслим, скрывается в горах Ирана, и скоро появится у нас вместе с Зардуштом возродить власть Ахурамазды. А Муканна считал, что у него внутри переселился дух Абу Муслима. В Хорасане и Мавераннахре возникали секты, которые пропагандировали идеи равенства и свободы Абу Муслима. Один из таких сект назывался «Муслимия». В начале XIX века в Азербайджане с маздакитскими идеями всеобщего равенства поднял восстание Бабак Хуррами-сын Фатимы (дочь Абу Муслима). Так в этой стране появился хуррамитская-секта. В Египте и Сирии, даже среди образованных людей распространена легенда о том, что османская династия происходила от Абу Муслима. Мусульмане Дагестана меч Абу Муслима хранили как священную реликвию. Там много легенд о том, что дагестанцы приняли ислам по призыву Абу Муслима. По свидетельству историков первые легенды об Абу Муслиме появились в десятом веке. Первым историческим сочинением об Абу Муслиме считают «Ахбар Абу Муслим сохиб ад-д’ават» Марзбони жившего в 910 - 955 годы. Это произведение до нас не дошел. Эта историческая хроника и народные легенды стали основой Абу Тахиру Тарсуси для написания первой версии романа «Абумуслимнаме».

В лагере Абу Муслима работали его историки А’ла и Талха ибн Разик, но их записи тоже до нас не дошли.

Поэтому учёние - исследователи считают «Абумуслимнаме» синтезом историко-географического и фольклорных материалов. Таджикский учёный Камчин Чиллаев в своей монографии «Народный роман «Абумуслимнаме» (Душанбе, 1985) пишет: «Создание Абумуслимнаме» традиция относит ко времени правления султана Махмуда Газневидского (998 - 1030)… Подобное утверждение содержится во всех турецких рукописях». Автор «Кандия малая» Абу Хафс Насафи (умер 1142 - 43г.) биографию Абу Муслима даёт по дастану «Абумуслимнаме», что говорит о широком распространении этого дастана в Самарканде в XII веке. Этот автор подтверждает, что соратники Абу Муслима Малик-заде Хакан и Мехтар Боди Ялдо Самарканди привезли останки Абу Муслима из Багдада в Самарканд и похоронили с почестями. Но в поздних вариантах вместо имени Малик-заде Хакана встречаем имена других героев дастана-Мизроб-шаха и Ахмади Замчи.

Так как во всех среднеазиатских рукописях «Абумуслимнаме» все три халифы-Абу Бакр, Умар и Усман упоминаются с уважением, исследователи пришли к общему мнению-в этой произведении нет ни одного элемента шиитского толка.

О популярности Абу Муслима говорит и это стихотворение Садриддина Айни:

Минули те времена, когда я был в неведении,
Когда мне не было дела ни до ислама ни до народа…
Не ведал ни об истории ислама, ни о положении народов
Я с упоением читал «Абумуслимнаме»,
В моих руках вместо газеты было «Замчинаме»,
Сказывал рассказы о Зулаби,
То удивлялся проделкам Дагули,
То взывал на помощь Мехтара Боди Ялдо.

Это стихотворение говорит о не религиозности содержания «Абумуслимнаме». Поэтому востоковед И. Брагинский в 1961 году признал «Абумуслимнаме» народным произведением и счёл возможным его публикацию.

Из Самарканда много ремесленников спешили на помощь Абу Муслиму и благодаря «Абумуслимнаме» мы знаем имена Усмани Музадуза (сапожника), Миоди Ладжамдуза (шорника), Хасани Полондуза (седельника), Алии Сарбозори (купца), Махмуди Дарзи (портного), Мехтар Боди Ялдо и других.

В советское время из 23-х рукописей «Абумуслимнаме» которые хранились в библиотеках Советского Союза ни один из них не был переведён из арабской графики в кириллицу и не был опубликован на языке оригинала. Таким образом ни турецкие ни персидско-таджикские версии «Абумуслимнаме» не были доступны современному читателю.

Посмертная слава Абу Муслима не заканчивается одним народным романом «Абумуслимнаме». Его соратники в двух последующих дастанах «Замчинаме» и «Тобутнаме» мстят за его кровь, утверждая зло не может остаться безнаказанным. Так история борьбы за справедливость Абу Муслима породила трилогию народных романов почти тысячу лет на всем мусульманском Востоке волновавших сердца людей.

Исследователь дастана «Абумуслимнаме» К. Чиллаев заметил в нём корни сегодняшней демократии. Как он подчеркивает, законы иерархии феодального общества в этом дастане заменяются законами его антимира-демократической среды. Сама иерархическая лестница сохраняется лишь внешне. Каждый герой выполняет возложенную на него функцию, сохраняя при этом личное достоинство. Автономия личности нарушается лишь по строгой необходимости ради общих и святых обязанностей.

Абу Муслим несмотря на огромный авторитет и власть командующего войсками не может подавлять волю последнего из воинов. По отношению к подчинённым он как строгий справедливый отец. Когда надо он не думает о своей высокой должности руководителя и вождя восстания, а переодевшись в простолюдина идёт ночью в разведку и освобождает друзей из плена. Так и его соратники, как Мехтар Боди Ялдо рискуя жизнь спасают его от плена.

Тысячи лет люди в образе Абу Муслима видели идеального государя, заботящего постоянно о своих гражданах, поэтому этот образ не постарел, а обрастая любовью сказателей год от года приобретал идеальные качества.

Где же похоронен Абу Муслим?

Историк В. А. Лившиц написавший эту главу в книге «История Самарканда» приводит следующую легенду: «…Когда Абу Джафар (халиф Мансур) хотель убить Абу Муслима, он произнёс имя всевышнего и обратившись в белого голубя, вырвался из рук и улетел. Эти религиозные воззрения проливают свет на осмысление мазара «Шохи-Зинда» («Живой царь») в Самарканде».

В «Кандии малой» (перевод и издание В. Вяткина, 1900 г.) в главе «Описания самаркандских мазаров» в странице 262 там где речь идёт о кладбище «Шохи-Зинда» встречается имя Амира Хорасана. А Амиром Хорасана был только Абу Муслим. Значит ещё неоткрытых тайн много у мазара «Шохи-Зинда».

Народи Хорасана и Мавераннахра под предводительством Абу Муслима одержали несколько грандиозных исторических побед. Они победили непобедимую армию Халифа и грандиозную армию Китайского императора. Абу Муслиму удалось, сломит военную машину халифата и эта победа подготовила основательную почву для приобретения независимости государств в Иране и Средней Азии.

Комментариев нет: