Об этом писали многие знаменитые путешественники, географы и историки. Что самаркандцы любят розы, пекут лучшее лепешки, готовят лучший плов и прочие.
Известная русская поэтесса Анна Ахматова назвала Самарканд
родиной вечных роз.
В советское время все площади и улицы Самарканда были полни только розами. Тогда еще не было в моде китайские розы, которые вообще не пахнут. Соловьи любят гнездится среди ветвей пахучих роз. Когда стало модно вырезать ветки роз над корнями перед зимой, соловьи не могли гнездится и исчезли на совсем. Поэтический образ соловья и розы остался только в газелях поэтов.
Тогда лимонада и кока-колы
не было. Но был напиток приготовленная из лепестков роз - гулоб. А если с мёдом
- гулангабин.
А после развала СССР в Самарканде стали выкорчевать все розы
и посадили кустарники типа индийский сирень и т.п. Теперь редко встретишь на
улицах Самарканда не только древних сортов, но и китайских роз.
У Садриддина Айни в одном произведение есть тёплые слова о розовой
розе. Он в одном стихотворении говорил о праздновании сайри Гули сурх, что
означает Праздник красной розы.
Однажды я зашел в дом-музей этого знаменитого писателя,
который находится рядом с Регистаном и заметил, что во дворе ни одного
кустарника роз.
Об этом я написал на своей странице на Фейсбуке и нашлись почитатели
великого писателя, которые привезли саженцы роз и посадили в дворе этого музея.
Когда в городской хокимияте нет должности главного дендролога
каждый новый хоким даёт поручения, не учитывая исторические традиции древнего
города в парковом искусстве. Таким образом городские улицы заполонили чинары и
каштаны. Многие местные сорта декоративных не фруктовых деревьев исчезли из
города.
В Самарканде с древнейших времен отношение к цветам
особенное. Я помню главным местом воскресного отдыха горожан были Агалыкские
горы. И каждый побивавший на эти горы возвращается с охапкой тюльпанов и других
травяных цветов. Говорят, голландцы вывозили луковицы тюльпанов из Средней Азии
и теперь торгуют по всему миру. А тюльпаны теперь редкость даже на вершинах
наших гор. И давно забыли, что был праздник тюльпанов. А на парках давно не встречается. Может быт
таких растений надо внести в Красную книгу и запретить собирать их.
А сколько раз надо писать, что хвойные не растут в тени
чинаров?
А как на площадях тесно посажены каштаны и чинары рядом с
хвойными. Как будто никаких агрономических правил не существует.
Теперь из-за рубежа в Самарканд каждый год приезжает сотни
тысяч туристов. И что думают они и разве эти недостатки не замечают? И что
подумают о нас?
Что только не
писали историки и географи о высоком парковом искусстве Самарканда?
Даже популярное в Европе слово парадиз, который арабы произносили
фирдавс согдийское. И где теперь знаменитые на весь мир тимуровские сады?
Неужели ничего не осталось?
Слава Богу у нас в Самарканде есть любители садоводства как
Мукими Орифи, внук поэта Орифа Гулхани. Они сохранили традиции выращивания
редких сортов цветов.
Один из них
Иляс-бобо, который живет на улице Садриддина Айни. Я каждый год ранней весной
покупаю у него саженцы разных роз. Ему за 90 лет, но благодаря работе в саду
выглядит молодим и бодрим.
У него большой двор, где имеет материнское поле роз, откуда
берет для размножения ветки роз.
- Сколько роз, этой весной продали? - спросил недавно.
- Более 15 тысяч, - сказал старый садовник.
Значит пока наши самаркандцы продолжают традиции своих
предков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий