вторник, 26 февраля 2008 г.

Самаркандские соратники Абу Муслима

Самаркандские соратники Абу Муслима–самые знаменитые герои трилогии об Абу Муслиме. Кроме трудящихся сражавших в армии Абу Муслима в качестве пеших и конных воинов, самаркандцы в основном служили в его разведке. А разведка его состояла в целом из членов организации айяров Хорасана и Мавераннахра. Организация айяров в каждом городе имела старшину и подчинялась жёсткому уставу. По этому уставу в него не могли, вступит те ремесленники по долгу службы обслуживающих всех людей и воров и негодяев. К таким айярский устав включал такие ремесла как мясника и парикмахера. Так как основным оружием айяров было топор, носимый ими в широкой рукаве капанака (войлочной фуфайке) можно предположит, что первоначально они сформировались на основе объединения дровосеков и мясников. Организация эта существовало легально и в него между походами вступали воины, отставшие временно до призыва без работы. Внутренние дела организации были строго засекречены, и если что нибудь из их секретных дел станет известным, рассекретивший человек мог бы поплатится жизнью.

Устав айяров с изменениями и дополнениями дошёл до нас в произведении Хусайн Ваиза Кошифи «Футувватномаи султони», что в дословном переводе означает – устав султанских айяров. Султанских в смысле – благородных. В Самарканде и Бухаре айяров называли по-разному, то ахи, то фати, то джавонмард, А в конце ХIХ-го и начало ХХ-го века бухарских айяров называли олуфта и лаванд. Одного их них по имени Шукурбек в своих произведениях описывали С. Айни и А. Дониш, который грабил нечестно нажитое у богачей и раздавал бедным и студентам. А в это время в Самарканде их след простыл.

Картина описанная в «Абумуслимнаме», где Абу Муслим, получает от рук Хурдака Охангара (кузнеца) свой знаменитый топор, говорит о том что он вступил в организацию айяров и все его члены стали его братьями и сёстрами (так как в него брали и умных и смелых их числа женского пола).

Первые сражения, которые проводил Абу Муслим, показал, что он не может, осуществит свои планы без сильной разведки, так как не мог добиться успеха. Тогда всех айяров Хорасана и Мавераннахра призвал на помощь. Конечно, первыми откликнулись айяры Самарканда во главе Мехтара Боди Ялдо, который стал правой рукой Абу Муслима и однажды спасший его от гибели. С ним вместе работала знаменитая самаркандская разведчица Маджлисафруз. Маджлисафрузом однажды был освобожден от плена сам Абу Муслим попавший в сети вражеской разведки и заточенный за десятью дверьми дворца правителя, которого охраняла пятьсот воинов арабского наместника. После этого подвига её все айяры называли «Наша уважаемая сестра».

Подвиги Маджлисафруза можно сравнит с подвигами ещё одного главного героя «Абумуслимнаме» — Биби Ситти Такалбоз. Биби Ситти по утверждению автора «Абумуслимнаме» Абу Тахира Тарсуси (Тарсус – городок в Турции) была родом из Герата и по словам таджикского исследователя доктора филологических наук Курбана Восе похоронена в Герате. В 70-ие годы прошлого века по приказу коммунистических идеологов в Самарканде в местности Чашма была разрушена гробница Биби Такалбоз, так как многочисленность паломников к этой могиле напугала тогдашних руководителей. В информации опубликованной в областной русской газете «Ленинский путь» говорилась, что эта гробница принадлежала сподвижнику Абу Муслима и не является мусульманским святыней. Сразу же возникает вопрос: Тогда зачем советским атеистам понадобилось, разрушит гробницу?

Этот акт вандализма не была опротестована самаркандскими историками, знавшими действительный народно–освободительный характер восстания Абу Муслима. Не пора ли им вернутся к этой теме, и поправит свою ошибку?

То что самаркандские айяры высоко котировались, говорит следующая сцена. К Абу Муслиму привели нового айяра по имени Каррухи. «Где вы его нашли?» – спросил Абу Муслим. «— Он примкнулся к нам когда мы вышли из ворот Самарканда» – ответил один из айяров. На этом экзамен нового разведчика заканчивается. Самаркандский, значит наш!

Занимались–ли айяры грабежами? Да, занимались, но когда возникала острая необходимость, тогда по всеобщему решению грабили того, кто нажил богатство нечестным путём. А вора считали врагом всего человечества. Это ясно из той сцены, где описывается в романе неожиданная встреча айяра Мехтара Боди Ялдо Самарканди с тремя знаменитыми ворами. Мехтар Боди Ялдо без всякого сожаления убивает всех воров, а их добычу возвращает владетелю.

Основным грабителем и вором айяры считали арабских наместников. Абу Муслим на митинге народа Мерва с высокого минарета произносил речь: — Жители Мерва! Мы не воровали и не ходили к чужой постели. Единственная вина, которую выискивали у нас–то, что мы – поклонники пророка Мухаммеда и Али, их сподвижников и потомков. И не думайте, что мы проявим слабость и дадим связать себе руки. Пока наши головы на плечах и душа в теле, мы будем сражаться подобно Рустаму и Исфандияру.

Рустам и Исфандияр – герои «Шахнаме» Фирдоуси, непобедимые герои древнего Ирана.

Главным девизом восстания стала слово «адолат» – за справедливость.

Не кровожадным, а умным предстаёт образ Мехтара Боди Ялдо в народном романе «Абумуслимнаме». Он, когда побеждает богатого врага Каркиля, то не убивает а за обещание признать его учителем и выдать выкуп за свою голову в размере 80 тысяч танга отпускает Каркиля.

Этот умный разведчик за эту свою успешную работу получает от Абу Муслима ещё 80 тысяч танга, что говорит о том, что в последующем в своём родном Самарканде прожил оставшуюся жизнь без проблем. Самое главное – победит врага без крови, – было девизом Мехтара Боди Ялдо Самарканди.

Начиная с Х11-го века, когда появился таджикская версия романа «Абумуслимнаме» этот роман в каждой мехмон–хоне или чойхоне, каждый вечер чтецами преподносился народу. Поэтому не мог быт, могила этого героя забыта. Так и вышла как я думал. Доктор филологических наук, профессор СамГУ Садри Саъдиев в одной беседе вспомнил, что в тазкире Малехо Самарканди написано, что могила Мехтара Боди Ялдо Самарканди находится в кладбище Чокардиза, где начинается махалля Факиха Абу Лайса.

По соседству с этим гузаром живёт Заслуженный юрист Узбекистана Азиз Юнусов, всеми уважаемый знаток древней культуры Самарканда.

На мой вопрос он ответил, что могила с таким названием находится недалеко в двадцати шагах от мечети махалли Факиха Абу Лайса у обочины главной улицы. Эта находка настолько обрадовало меня, что всю ночь не сомкнул глаз. А на следующий день, взяв с собой профессора Садри Саъдиева, пошли в махалле Факиха Абу Лайса, где нас встретил почтенный А. Юнусов. Гробница оказалась новая и надписи на её мраморной плите тоже. Нам рассказали, что по инициативе и спонсорстве местного жителя Уткура Очилова его братья на месте старой построили новую гробницу. Так как во времена смерти Боди Ялдо (в VIII веке) надгробные камни были из кайрака, я спросил не было–ли на могиле черного кайрака? Оказалось черный кайрак засыпали землёй во время строительства новой гробницы.

В «Абумуслимнаме» написанном после четырёх веков смерти его героев, много выдуманных и смешных историй о Мехтаре Боди Ялдо, что приближает его к другому народному герою Насреддине Афанди. Народ выдумывал разные истории о своем смешном и непобедимом герое, и все это в течение более тысячи лет добавляя в устный и письменный роман «Абумуслимнаме».

Настоящее имя Боди Ялдо остаётся неизвестным. В его имени слово «мехтар» означает военачальника ранга полковника, а слово «бод» означает прозвище, так как он по земле продвигался как ветер так быстро и без шума, что его друзья за это качество прозвали «Бод». А слово «ялдо» означает самый длинный вечер зимы. Ялдо – засекреченное айярское прозвище. То, что он известен под именем «Мехтар» говорит о том что Боди Ялдо занимал в восстании Абу Муслима один из руководящих постов, был одним из военачальников. Подвиги и героизм Мехтара Боди Ялдо поражали воображения людей в течение многих столетий. Высокие человеческие качества его неоценимы.

По личной инициативе Боди Ялдо после предательского убийства Абу Муслима его останки были перевезены из Багдада в Самарканд и тут похоронены с большими почестями. Абу Муслима приравнивали к рангу святых и его считали Шохи Зиндой – живым царём. Перевести из столицы халифата останки великого врага халифа Мансура при его жизни в Самарканд равнозначно было бунту, за что мог Боди Ялдо поплатиться жизнью. Но искусный и талантливый самаркандский разведчик сумел с большим умением провести эту тайную операцию. Он как и Абу Муслим всегда побеждал и как настоящий мужчина не оставил врагу тело погибшего товарища. Вместе с Мехтаром Боди Ялдо у Абу Муслима служили и другие самаркандские айяры – разведчики как Фазл Самарканди и Куззот Самарканди. Об их подвигах рассказывается в романах «Абумуслимнаме», «Замчинаме» и «Тобутнаме». Но среди них Боди Ялдо выделялся шутовскими выходками, изобретательностью, смекалкой. Например, он изобрёл металлическое копё–внутри полую, которую заполнял твердым горючим материалом и огнём из этого копья сжигал врагов на войне. Не является–ли это его оружие предтечей современных огнестрельных оружии? Об этом герое можно много рассказать, по нашим рассказам не передать ту атмосферу и накал борьбы за справедливость, которая отражена в романе. Многие рукописи «Абумуслимнаме», которые хранятся в библиотеке Института Востоковедения Узбекистана, ждёт исследователя и издания. Среди них и узбекские версии романа.

После издания полного текста этих рукописей можно будет, говорит подробно об этих героях.

Теперь несколько слов о самаркандской могиле Мехтар Боди Ялдо. Этот герой и как исторический и как литературный герой любим народам Средней Азии, Казахстана, Афганистана, Ирана, Турции и Дагестана. Поэтому естественно будет много паломников, которым дорог память об Абу Муслиме и его соратников. Нам придётся подумать о создании условий для паломников, которые придут к могиле Мехтара Боди Ялдо. Придется, некоторые дома вокруг этой могилы снести и благоустроит гробницу героя. Нашим учёным историкам вместе с археологами придётся потрудиться определить действительно–ли в снесенном гробнице Биби Такалбоз была похоронена другой герой по имени певица, музыкантша Маджлисафруз, так как «биби» означает «мать» а такалбоз вероятно женщину–айярку.

И третье, определит место захоронения и мавзолея Абу Муслима Хорасани.

По утверждению исследователя романа «Абумуслимнаме» К. Чиллаева этот роман и его герои очень популярны у мусульман в различных странах.

Когда размер этого романа в Малайзии достиг 46 тысяч страниц, стоит подумать нам о создании огромного телесериала, который приносит, многомиллионный прибыл.

Абу Муслим родом из Мерва. Но город Мерв в XVIII веке был разрушен, и все его население бухарским эмиром Шахмурадом было переселено в города Бухара и Самарканд.

Думаю, что при хорошей организации туризма, только из Малайзии могут посетит святые места, связанные с героями этого романа миллионы людей.

Комментариев нет: