суббота, 14 мая 2011 г.

Наргис Ходжаева о митраизме

Статья Наргис Ходжаевой «Еще раз о названии…» опубликовано в сборнике «Нақши Авесто дар тамаддуни миллӣ ва ҷаҳонӣ»(г. Душанбе 2001 г).

У этого автора свой взгляд о митраизме на Памире. Поэтому счел нужным, ознакомит читателей своего блога с интересными рассуждениями этого одаренного ученого.

Если у нее ест еще другие статьи, пуст, присылает, а я ознакомлю любителей древней культуры Средней Азии.

Наргис Ходжаева, научный сотрудник Института истории Академии наук Таджикистана

ЕЩЕ РАЗ О НАЗВАНИИ АВЕСТИЙСКИХ ГОР ХАРА БЕРЕЗАИТИ




До настоящего времени по вопросу о локализации гор Хара Березаити среди исследователей нет единой точки зрения. Так, известный авестолог X. Бартоломэ (конец начало XX в.) помещает их на северо-востоке Ирана (Эльбурз)'. Его точку зрения подцерживыют М. Бойс2, Б.Г. Гафуров3 и Э. Яршартер4. Все они опираются на лингвистические данные (Ав. Хара Березацти, Ср. Перс, Харбурз и совр. Эльбурз). Согласно гипотезе Т.В. Гамкрелидзе и В.В. Иванова о прародине индоевропейских племен, эти горы можно отнести к Кавказу5. Изветсный итальянский исследователь Ж.Ньоли помещает Хара Березаити в Гиндукуше6. Г.М. Бонгард - Левин, Э.А. Грантовский идентифицируют Хара Березаити - с Уралом7, Н.Л. Членова - с Южным Уралом8. Существует еще несколько версий, по которым горы Хара Березаити помещают На Тянь-Шане9, на Северных Увалах (северо - запад России)10, на Западном Памире" - версия В.И.Бушкова. По гипотезе Ж.Муше и Э.Башири - на Памире,12 и, наконец, гипотеза Э.В. Ртвеладзе - Памиро - Гиндукуш." Отметим, что обоснований к своему предположению они не дали.

Рассмотрим, как характеризуется в "Авесте" горы Хара или Хара-ти. Их название встречается в источнике много раз ("Яшт": 10.12-13,51,80,118,17.24,37; "Видевдат": 21.5,9,13 и т.д.) При этом следает обратить внимание наследующее. Одновременно, подчеркиваем, что в "Авесте" неодин раз при упоминании гор Хара Березаити или Хара- ти называется один из пиков - Хукарья ("Яшт" 5.3, 26, 96, 121; 10.88; 13.6;17.28). Он также называется Пиком (Тайра). Интересен тот факт. Как отмечает М. Бойс, название Тайра, как название пика гор Хара, употребляли саки (Khotanese Sakas), когда приняли буддизм.14 Это можно объяснить тем, что Харати не просто горная система. Если это так, то где они находились? В данной публикации автор предлагает вернуться к гипотезе Ж. Муше и Э. Башири и вновь рассмотреть лока¬лизацию гор Хара Березаити не только на Памире, а шире, в Памиро -Гиндукушско - Тянь - Шаньском регионе.

Как понимает автор, Ж. Буше и Э.Башири ограничились Памирской Горной системой. Тогда следует рассмотреть, что подтверждает в "Авесте" и других источниках эту точку зрения.

Все мифические события. В которых участвуют боги - организато¬ры вселенной происходят у мировой горы. В "Авесте" - это горы "Хара Березаити", а главными божествами являются Ахура - Мазда и Мит¬ра. Им посвящены целые главы "Авесты", которые так и называются "Ормазд-Яшт" ("Яшт"1) и "Михр- Яшт" ("Яшт" 10). Обратим внима¬ние на "МихрЯшт". На протяжении всего Яшта бог Митра и горы Хара Березаити постоянно находятся во взаимосвязи. Например:
Мы почитаем Митру
Который самым первым
Из всех божеств небесных
Над Харою восходит
Перед бессмертным Солнцем,
Чьи лошади быстры,
И первым достигает
Прекрасных золотистых
Вершин, откуда видит
Он весь арийцев край...
("Яшт" 10.12-13)


И таких сочетаний, как Митра и Хара Березаити В "Михр - Яште" много. В "Авесте" Ахура - Мазда и Митра упоминаются также вместе. Так, в "Михр-Яште" пара Ахура - Митра встречается дважды ("Яшт" 10.113, 145). Возможно Ахура - Мазда тоже обитает на Хара Березаити
.
Для нас интересен тот факт, что оба эти божества отождествляются с солнцем. Так, связь Ахура - Мазды солнцем (светом) прослеживает¬ся в "Авесте". В "Ясне" Ахура - Мазда многократно и вполне опреде¬ленно ассоциируется со светом. Про него говорится, что он "сотворен из света". В "Ясне Семиглав" солнце и свет дня описывается как зри¬тельно воспринимаемая форма Ахура - Мазды, в более поздних "Ясна" солнце называется глазом.15 Что касается Митры, то он также тесно связан с солнцем и путешествует вместе с ним по небосклону. Причем как Митру, так и солнце везут быстрые кони ("Яшт" 6.1, 4, 6; 10.124, 136).

Обратимся к лингвистическому материалу. Так. По данным живых памирских языков можно установить существование ряда явлений в языках древнеиранского периода, а также проследить лексическое со¬ответствие между памирскими и древнеиранскими языками (авестийс¬кий, древнеперсидский и санскрит), что весьма существенно для лока-лизации географических названий "Авесты". В данном случае интере¬сен тот факт, что древнеиранское название бога Ахура - Мазда сохра¬нилась в значении "солнце" в ишкашимском - remuzd, remuz; в сангли-чи - ormozd; в йидга и мунджи - ormozd.16 В хотано - сакском языке -один из диалектов восточных среднеазиатских саков, который по зак¬лючению лингвистов, генетически связан с памирскими языками сол¬нце называется urmayzde (сакское отражение древнеиранского Ахура -Мазда).17 До настоящего времени у памирцев бытует клятва, где также прослеживается связь Ахура - Мазды с солнцем: "Солнцем клянутся, говоря в Ишкашиме cari remuzd, а в Вахане cari ip. Клятва эта очень сильная. И нард верит, что нарушитель клятвы, или давший ее ложно будет наказан солнцем".11* Саки северо - западной Средней Азии, кото¬рые жили в Приаралье также поклонились солнцу и называли его Аху¬ра - Мазда.14 Г.В. Бейли предположил, что слово urmayzde в группе хотаносакскнх терминов, являвшихся реликтами иранских верований и сочетание "ahura" с "masda" могло возникнуть и до Зороастра.20

Что касается названия божества Митры, то и здесь можно провес¬ти лингвистический анализ. В современных памирских языках назва¬ние божества также отразилось в названии солнца. Так, в языке мунд¬жи солнце означает miro, а в языке йидга - mira.21 Такое значение солн¬ца в языке ормури - mes, mersr,22 а также в одном из афганском диалек¬те (пашто) - myer, ванеци - mir.23 Необходимо также отметить, что в современном таджикском языке слово "михр" наряду со значением "любовь", "согласие" имеет также и значение "солнце".24

Проанализируем топоним Памир. Что означает это слово? Суще¬ствует много версий. Но несомненно одно. Что название это очень древнее. Ученые уже давно обратили на сходство названий: Памир, Кашмир, Аймир, которые находятся в одном Памиро - Гиндукушской системе. Было высказано мнение, что санскритское слово "мир" (озе¬ро) лежит в основе этих названии. Если ограничиться территории Па мир в пределах Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), то .там действительно очень много озер. Были и другие толкования, из которых следует, что форма "Памир" произошла от "По-и-мур" - "под¬ножье смерти" или от "По-и-мург" - "нога птицы" А знаменитое опре¬деление Памира - "крыша мира" произошло от таджикского "Бом-и-дунье".25 Имеется еще одно толкование термина Памир. И для нас не имеет важное значение. Так, географ X. Хасанов читает, что форма "Памир" произошла от "По-и-михр", что означает "подножье солн-ца".26 Известный знаток природы и языков Средней Азии Н.Г. Малиц-кий подтверждает, что в "Афганистане и теперь пишут "Па-и-михр" -подножье солнца или подножье Митры - бога солнца древних иран¬цев, то есть горная страна, из-за которой выходит солнце.27

Вернемся к источнику. В упомянутых выше стихах 12-14 "Михр -Яшта" Митра имеет свою обитель на Хара Березаити, а также его отож¬дествляют с солнцем. Вот почему для нас важно последнее толкование современного названия Памира и обозначение солнца в некоторых памирских, а также в таджикском языках - михр, так как они имеют конкретный географический смысл и хорошо отражают положение этой страны по отношению к землям, заселенным древними ирански¬ми народами.
Если мы обратимся к этимологии составной части гор Хара Бере¬заити, то установлено, что Березаити означает "Высокий",2" т.е. "Вы¬сокая хара". Что усиливает значение гор Хара Березаити, как горной системы. Значение "Высокий" в форме "Березаити" сохранилась в со¬временном таджикском языке. Так, "Березаити" перешло в "баланд", "барз" и "варз" являются корнем многих географических названий Тад¬жикистана. Так, например, есть ущелье Варзоб, перевалы Барзи, Вар-зиканд, Варзор, Барози Кампирак и Саривароз, горы Дориварз, Ба-розгох, а также местность Тагибароз.29А "баланд" является основной названия гор Баландсар и Баландсебо.30 Итак, мы видим, что данные топонимии Таджикистана играют немаловажную роль в решении воп¬роса локализации того или иного географического термина "Авесты", в т.ч. и гор Хара Березаити. Сказанное выше наглядный тому пример.

Существенным дополнением к обоснованию нашей точки зрения служит археологический материал с территории Западного и Восточ¬ного Памира (ГБАО).

Большинство сакских курганов Восточного Памира имеют вокруг насыпи одно«ли два концентрических кольца, выложенных камнем.31 А.Н. Бернштам кольца наеылей связываете культом солнца.32Суще¬ствует и другая гипотеза, по которой "кольа-оградки" - это одновре¬менно отражение космогонических представлений элементов табу (зам¬кнутый круг).33 На наш взгляд. Связь кольца - круга с культом солнца более оправдана. Подтвердить это можно дополнительным археоло¬гическим материалом, который был также обнаружен на Восточном Памире и тоже связан с сакскими погребениями. Речь идет о стреле, выложенной из камня (длина 27м.), которая была обнаружена в райо¬не могильника Кокуйбель.34 Аналогичная выкладка и ^противопо¬ложно берегу реки, а также в районе могильника Кызылкырчи (доли¬на реки Памир).35 Вернемся к "Авесте", где в "Михр - Яште" бог Мит¬ра сопровождается стрелами ("Яшт" 10.101-102,129). Культ стрелы известен у многих народов Центральной Азии и связан с культом сол¬нца и плодородия в целом.36Выкладки в виде кольца и стрелы распло¬жены рядом. Возможно из связь и указывает на культ солнца, что на¬шло отражение в конструкции сакских погребений.

Обратим внимание на почитаемый зороастрийцами культ огня, потому что это важный момент в рассмотрении археологического ма¬териала. Можно сказать, что зороастризм, как религия, символизиро¬вала огонь, хотя у многих народов огонь почитается не только в на¬стоящее время, но почитался и в далеком прошлом. Зороастрийцы счи¬тали, что огонь является посредником между человеком и богами. Между землей и небесами.37 Огонь считался сыном Ахура - Мазды и. кроме того, идентифицировался с его священным духом.38 Вот почему они так свято чтили его. Считалось, что верховный бог Ахура - Мазда дарует им все жизненные блага. В "Авесте" имеется "Ясна", которая посвящена Атар, то есть огню ("Ясна" 62). В ней говорится, что огонь должен быть почитаем, и ему "желают пожертвования" ("Ясна" 62.1).39 Поэтому у зороастрийцев был главный храм огня. Который свято счи¬тался. В храме огня находился и самый главный огонь. Который дает начало другим огням^. Особое распространение храмы огня получили при Сасанидах (226-651 гг.), где зороастризм был признан государствен¬ной религией. Главными из них считались три: храм огня царя и вои¬нов в Иранском Азербайджане, храм жрецов в Парсе и храм земле¬дельцев в Хорасане.40 Что касается Памира, то там обнаружены и рас¬копаны храмы огня как на Западном Памире, так и на Восточном. Их три: два раннесредневековых храма обнаружены на Западном Пами¬ре. Это храмы Кафыркала I-IV41 (Шугнанский р-н) и храм Зонг42 (Иш-кашимский р-н). Несмотря на не соответствие их планировки канони¬ческой планировке зороастрийских храмов Сасанидского времени их планировка и структура не вызывает сомнения в том, что один из них (Кафыркала) связан с культом солнца (это сооружение круглой формы с очагом в середине зала). Третий храм обнаружен при раскопках города горняков Базар - Дара43 (XI в.н.э.) на Восточном Памире (Мур-габский р-он), по всей планировке он сближается с выполняемыми зо-роастрийцами ритуальными действиями, связанными с поклонением огню. Сам факт наличия храмов огня на Памире несомненно свиде¬тельствует о том, что в верованиях древних памирцев огонь занимал одно из главных мест.44 Почитание огня на Памире сохранилось и до наших дней и появляется в разных формах (домашний очаг, зола и другие).

Считаю, необходимым рассмотреть границы памирских гор, что позволит нам установить локализацию гор Хара Березаити. Следует отметить, что границы современного Памира установлены по госу¬дарственной границе бывшего СССР, а сейчас Таджикистана, т.е. в пределах современной ГБАО Республики Таджикистан. На Юге гра¬ницы Памира была река Пяндж, которая отделяет Таджикистан от Аф¬ганистана, а на Западе гребень Сарыкольского хребта, т.е. госграница с Китаем.45 Тем самым не были взяты во внимание естественные гра¬ницы во внимание. О.Е.Агаханян отмечает, что при рассмотрении Памира на фоне сопредельных территорий, при учете не только гео¬морфологических факторов, но и всей комплексной природой обста¬новки. При четком разделении в процесе районирования таксономи¬ческих единиц разного ранга Памир выступает уже не в рамках одно¬го лишь Восточного Памира (или ГБАО), а в значительно более ши¬роких границах, чем это было принято считать до сих пор.46

Учитывая природно- климатические, геоморфлогические и фито-географические особенности региона О.Е.Агаханян устанавливает ес¬тественные границы Памира:
1. северная граница Памира проходит по Заалайскому хребту, чет¬ко продолжающаяся на Восток, в северных цепях Куньлуня;
2. Не долина Пянджа - Памира, а гребень Гиндукуша является ре¬альной южной границей Памира;
3. Западная граница не река Пяндж, как был установлен по гос¬границе СССР, а должна быть проведена по хребту Кохи-ляль, Вос¬точного Афганского Бадахшана, который в свою очередь должен быть включен в северную часть Гиндукуша;
4. Восточную границу Памира широко принято проводить по Са-рыкольскому хребту, с гребнем которого совпадает граница СССР и Китая, а теперь Таджикистана. Но естественной восточной границей Памира является не Сарыкольский, а Кашгарский (Западный Кунь¬лунь) хребет и водораздел Тизнаф - Раскем - Дарье.47

Итак, если мы учтем установленные естественные границы Памира и все вышеперечисленные факты, то локализация авестийских гор Хара Березаити приходится на Памир и прилегающая к нему Северную и Северо-Западную части Гиндукуша и Южную часть Тянь-Шаня. На наш взгляд в рамках небольшой статьи, мы смогли частично это аргу-ментировать. Автор отдает себе отчет в том, что предложенная лока¬лизация гор Хара Березаити не является бесспорноАи требует даль¬нейшего анализа как Авесты, так и других источников.
1. Bartholomae Chr. Altiranisches Worterbuch. - Strassburg.1904- S.1788
2. Boyce M.A History of Zoroastrianism. -Koln, 1975-Vol.l - P. 133
3. История Таджикского Народа. - M., 1963 - Т.1- С.186
4. The Cambridge History of Iran. - Cambridge,1986.-Vol.3 (1) -P.349
5. Гамкрелидзе T.B., Иванов B.B. Индоевропейские языки и индоевропейцы - Тбилиси, 1984 -Т.2 - С. 963-967
6. Gnoli G. Zoroasters Time and Homeland. - Roma,1980 - P.87-88, 110,119,148.
7. Бонгард -Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. -М., 1983-С.7.26, 34-43,153.
8. Членова Н.Л. Волга и Южный Урал в представлении древних иранцев и финноугров во II -начале I тыс. д н.э. // VI Международный Конгресс финноугроведов. - Тез. Докл. - Сыктывкар,1985.- T.IV.-C.119.
9. Куклина И.В. Этногеография Скифии по античным источникам. - Л., 1985 - С.177-178.
10. Жарникова С. К вопросу о возможности локализации священных гор Меру и Хара индоиранской (арийской) мифологии. //МАИКЦА,1986-№11.-С.31-41.
11. Бушков В.И. К проблеме топонимии авестийских гимнов. //ЭО.-1998.-№1 -С.60-69.
12. Mouchet J. La Vallee du Wakhan //Afghanistan,1972 -Vol. XXV, №1 - P.83
13.Bashiril/Firdowsis Shan-Name: 1000 years after. - Dushanbe,1994 - C.15
1. Пугаченкова Г.А., Ртвеладзе Э.В. Северная Бактрия - Тохаристано - Ташкент, 1990 -С.19
2. ВоусеМ. Ор. Cit.-P.134
3. Zaehner R.S. The dawn and twilight of Zoroastrianism. -New-York, 3961-P. 64,68.
4. Лившиц В .А. Иранские языки народов Средней Азии//Народы Средней Азии и Казахстана -М„1962-Т.1-С153
5. Bailey H.W. Languages of Saka.-HOr, 1,4, Linguistik,1958 - P.134
6. Андреев M.C., Пловцев А.А. Материалы по этнографии иранских племен Средней Азии: Ишкашим и Вахан. -СПб., 1911, - С.35
7. Литвинский Б.А. Древние кочевники "Крыша мира".-М.,1972 -С.152,174
8. Bailey H.W. Indo-Scythian Studies deing Khotanese Texts, vol. IV, Cambridge, 1961 - P.12; Saka Ssandramata,- Testshrift fur Wilhelm Eilerrs" Wiesbaden, 1967 -S.137: Saka Studies: the ancient kingdom of Khotan, - "Iran Journal of the British Institute of Persian Studies", London, 1970, Vol.VIII-P.70
9. 9, Стеблин-Каменский ИМ. Памирские языки о мифологии древних иранцев// Этнические про¬блемы истории Центральной Азии в древности (II тыс. до н.э.) -М.,1981 -С.239
10. Он же. Этимологический словарь Ваханского языка -СПб., 1999 -С.426
11. Там же.
12. Он же. Памирские языки...С.239
13. Мурзаев Э.М. О происхождении названия "Памир"//Природа-1954 -№2 -С.120
14. Там же.
15. Малицкий Н.Г. О некоторых географических терминах, имеющих отношение к Средней Азии.//Изв. Всесоюзного географического общества -1945 -Т.7, - вып. 5 - С.278
16. Bartolomae Chr.Altiranisches Worterbuch.-Stassburg, 1904 -S. 959-960
17. Розова Л.И. Словарь географических терминов и других слов, формирующих топонемию Таджикской ССР. - М., 1975 - С.20
18. Там же - С. 19
19. Литвинский Б.А. Ук. Соч. - Все памятники указаны на С.7-28
20. Бернштам A.H. Историю - археологические очерки Центрального Тянь - Шаня и Памиро-Алая.-М,- Л.,1952 -МИА -26 -С.213,315
21.Акишёв К.А., Кутаев ГА. Древняя культура саков и усуней длины реки Или -Алма-Ата,1963 - С.250
22. Литвинский Б.А. Ук. Соч. С.19-38
23. Устное сообщение автора раскопок М.А. Бубновой, - материал 1989г.
24. Литвинский Б.А. Ук. Соч. С. 138
25. An introduction to Ancient Iranian Religion. Readings from the Avesta and tie Achaemenid Inscriptions-Minneapolis, 1983.-P. 16,159.
26. Op.cit.P.160
27. Op.cit.P.160
28. Дорошенко E.A. Зороастрийцы в Иране. -M.,1982 -С.20

29. Бубнова М.А. Культовое сооружение Кафыркала// APT (1982г.) - Душанбе, 1990.- Вып.22 -С.308 - 310; Культовое сооружение Кафыркала I-IV. Разведки в 1983г. (Шугнанский р-он)//АРТ (1983г.) - Душанбе, 1991.-Вып.23.-С.227-236
30. Она же. Работы Памирского археологического отряда на Западном Памире в 1976 году//АРТ (1976г.) - Душанбе, 1982.-Вып.16-С.179-181
31. Она же. Древние рудознатцы Памира -Душанбе,1993 -С.168
32. Бубнова М. От культа огня к храмам огня//Изучение древнего Ирана и Авесты: Амера 7-11 окт. 1997- Нидерланды, Париж, 1997-Т.1 - С.165-196: Второй Международный Конгресс Индо¬иранской цивилизации (на фарси).
33. АгаханянцО.Е. Основные проблемы физической географии Памира- Душанбе, 1965 - часть 1-стр. 14-15
34. Там же - стр. 16
35. Там же - стр. 20-24
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
1. APT - Археологические работы в Таджикистане.
2. МАИКЦА - Международная Ассоциация по Изучению Культур Центральной Азии
3. МИА - Материалы и исследования по архелогии СССР
4. ЭО - Этнографическое бозрение
5. Ног - "Handbuch der Orientalistik", hrsg. von Bertold Spuler, Leiden

Комментариев нет: