воскресенье, 20 сентября 2020 г.

Куда исчезла слава музыкального Самарканда?

Наднациональное проявляется в основном в искусстве. Итальянскую песню «Феличита» в исполнении Аль Бано и Ромины Пауэр, песни Аллы Пугачёвой и других мастеров не стареют и воспринимаются всеми народами как свое национальное. Высокое искусство имеет глубокие национальные корни, рождается в глубине души.

Когда поёт Джурабек Набиев или бухарская певица Юлдуз Турдиева классические песни из Шашмакома ни один таджик не думает, что эти певцы узбеки.  Потому что настоящее искусство наднационален, не уместится в национальные рамки.

Во второй половине 20-го века в Таджикистане и Узбекистане жили и творили великие мастера макомного пения Нериё Аминов, Барно Исхакова и другие. Когда они пели никто не думал, что они еврейи.

Настоящие национальное искусство объединяет людей. Это касается и других жанров – театра, кино, живописи, скульптуры…

Чем больше наднационального тем крепче дружба народов.

В советское время Самарканд был родиной великих певцов. Здесь жил гениальный знаток Шашмакома Ходжи Абдулазиз Расулов, автор знаменитой песни «Ушшоки Самарканд».

А какой чудный голос у Абрама Толмасова! Но он перебрался в Израиль.

Великие мастера Шашмакома Нериё Аминов и Барно Исхакова родом из Самарканда. Мы самаркандцы гордимся этими именами, любим и слушаем своих самаркандских певцов, которые перебрались в свою историческую родину. Абрам любим по прежнему в Узбекистане.

Жаль, что многие великие мастера ушли из жизни и их место никто не смог занят.

Почему Самарканд в прежние времена был родиной корифеев музыкального искусства а сегодня нет?  

Все страны развивают свои музыкальные театры, а мы взяли и закрыли свой самаркандский театр оперы и балета. А надо было не только сохранить этот театр, но и дать ему статус академический, что бы имел возможность подготовить в свою студию будущих профессиональных солистов оперы и мастеров балета.

Самарканд теперь центр туризма. Только за счет туристов театр оперы и балета может обеспечить себя материально. Туристы к нам приезжают не только посмотреть памятники архитектуры, но и ознакомится с профессиональным и народным искусством Узбекистана.    

Кроме того, Самарканд и Бухара – родина Шашмакома. Что бы возродить традиции Шашмакома в этих городах должны работать Государственные академические ансамбли Шашмакома. Солисты и музыканты Шашмакома должны получать от государства хорошую зарплату. Если их оставить как сейчас на самообслуживание, они на этих свадьбах потеряют все что имели.

Таджики и узбеки Самарканда не говорят мы любим, а говорят вместо литературного ошикам и севаман нагз мебинам, яхши кураман, что значит хорошо вижу. Имеется в виду глубоко почувствовать. А этому нас учат высокое искусство.

Сможем-ли восстановить славу музыкального Самарканда? Сможем!

Только если горхокимият и облхокимият будут настойчиво требовать от Министерства культуры для развития культуры Самарканда отдельного постановления правительства.


Комментариев нет: