Или сколко лет таджикской государственности?
Существует ошибочное мнение, что писатель Айни почти все свои произведения писал в Самарканде, а об этом городе почти не писал.
Конечно, великий писатель из Бухары приехал в Самарканд с таким огромным материалом, что для написания основных волнующих его тем не хватило, и сто лет. Но когда была необходима, он писал с огромным удовольствием о Самарканде и его героях. Например, он дал высокую оценку деятельности Абу Муслима и его самаркандских соратников в борьбе за независимость от арабского халифата. С. Айни в 1944 году опубликовал свой историко-исследовательский очерк «Восстание Муканны». В этом очерке рассказывается и о борьбе самаркандцев за независимость.
Благодаря этой книге нам теперь известно, что предводитель белорубашечников (сафедджомагон) восставших в Согде Самарканда звали Саъд. Айни в сноске поясняет, что в то время под географическим понятием Согд Самарканда входила территория от Челека до Хатирчи. С. Айни антиарабскому восстанию Рофеъ ибн Лайса посвятил отдельную главу. Для Айни Рофеъ, такой же герой борьбы за независимость, как Абу Муслим, Муканна и другие. Рассказ Айни о биографии Рофеъ очень немногословно. Причину его бунта он видит в том, что прибрал к рукам одну из жён арабской вельможи и его бросили в Самаркандскую тюрьму. Рофеъ из тюрьмы сбежал и поехал в Балх искать защиту у правителя Мавераннахра и Хорасана Али ибн Исо. Али ибн Исо дал ему грамоту об освобождении. Рофеъ вернулся в Самарканд и женился на той женщине, которую любил. Так как прежний муж её по шариату не освободил свою жену от брачного союза, Рофеъ нашёл другой выход: он потребовал, что его любимая жена покинула ислам и стала муртадкой. Муртадом называли тех, которые покидали религию. Так Рофеъ достиг своей цели – женится на любимой женщине. Муж этой женщины влиятельный вельможа не найдя защиту в Мавераннахре и Хорасане обратился к халифу и потребовал наказать нарушителей исламских законов. Халифом тогда был не кто иной, а кровожадный деспот Харун–ар–Рашид. Халиф приказал Самаркандскому правителю строго наказать Рофеъ за антиисламские действия. Правитель Самарканда араб Джунайд ибн Азди поручил своим воинам, схватит Рофеъ, почернит сажей его лицо, посадит в осла лицом к хвосту и показать всем людям на всех улицах и площадях города. Но на одной улице арабских воинов убили, и Рофеъ был освобождён. Он узнал их: айяры из тех, которые обожествляли Абу Муслима. Один из айяров спросил:
— Ну, военачальник теперь куда?
— Конечно – же, к вам! – Ответил Рофеъ.
Айни об этих подробностях не пишет. То, что об этом герое написано в книге «Истории Самарканда» изданном в 1969 году в Ташкенте в некоторых местах отличается от рассказа Айни в очерке «Восстание Муканны». Из этого рассказа видно, что у Айни в руках имелось другие источники, подробно описывающие злодеяния арабских чиновников.
Один из этих источников, которым пользовался Айни, была книга «История» Табари. А Табари писал следующее «…Рофеъ приехав в Самарканд, позвал к себе всех айяров Самарканда, взял Самарканд, и все самаркандцы присоединились к нему, так как от злодеяний Али ибн Исы и его чиновников оказались в безвыходном положении».
Сначала Али ибн Иса подумал, что восстание самаркандцев маленький бунт и послал на его подавление армию во главе своего сына. Восставшие отчаянно воевали и победили хорошо вооруженную арабскую армию, и только разрозненным частям удалось во главе своего начальника сбежать.
Тогда сам Али ибн Иса с огромным войском напал на Самарканд, но хорошо подготовленный к новой атаке врага самаркандцы сначала отбили нападение, потом сами, напав на врага, разгромили его. Али ибн Исе удалось унести свою голову живим. Но, услышав о волнение в Балхе, побоялся вернуться в свою столицу и приехал в город Мерв. Народ Балха услышав о его поражении в Самарканде, восстали и убили его заместителя, арестовали его богатства. Восставшие нашли из его тайников 30 миллионов танга, которие этот арабский правитель награбил у народа. Когда обо всем этом узнал халиф Харун–ар–Рашид, приказал Али ибн Ису найти и арестовать. На его место назначил нового наместника Хузайму. А Хузайме приказал арестованного Али ибн Ису и в пятнечних мечетях выставить перед народом, пусть каждый пострадавший потребует того, что он силой присвоил себе. Но не уверенный тем, что может, успокоит восставшие города, халиф перенёс свой штаб поближе к Мавераннахру в город Тус и оттуда руководил подавлением восстания. По «Истории» Табари только ювелирных изделий из казны Али ибн Исы были оценены в 80 миллионов танга. А для ценных вещей, когда навьючили на верблюдах, понадобилось тысяча пятьсот верблюдов. Все это попало в руки Харун–ар–Рашида. Харун–ар–Рашид неуверенный в Хузайме, на его место наместником назначил своего сына Маъмуна и вскоре умер. В Багдаде на трон сел другой его сын Мухаммад Амин. Маъмун оказался умным правителем. «И кнут, и пряник» был его девиз. А главным советником его стал бывший зороастриец Фазл ибн Салх, впоследствии ставший главным министром.
По совету Фазла новый правитель Маъмун собрал учёных в соборную мечеть Мерва и по их советам действовал. Маъмун на подавления восстания Рофеъ ибн Лайса в Самарканд послал войска, в котором командовали Асад ибн Сомон и его сыновья – Нух, Ахмад, Яхья и Ильяс. Самарканд оказался в осаде и когда продукты питания в нём кончились, начались переговоры о сдаче города.
Асад говорил восставшим, что дальнейшее сопротивление бесполезно, надо сложить оружие, а новый правитель Маъмун обещает вместо арабских наместников, назначит правителем в Хорасане и Мавераннахре коренных жителей.
Халифом была убит и сдавший город Самарканд Рофеъ и побежденный в Бухаре его брат Бушр.
Маъмун с помощью военачальников Хорасана и Мавераннахра отстранил от власти своего брата и Мерв временно станет столицей халифата. Эмиром Хорасана назначил зороастрийца Гассан ибн Ибода и поручил города разделить между сыновьями саманида Асада. Так Нух стал правителем Самарканда. Ахмаду дали Фергану, а правителем Ташкента и Усрушаны стал Яхья. Ильясу дали Герат.
Для Айни были важнее всего те стороны этой истории, каким образом удалось народам Мавераннахра и Хорасана получить независимость от халифата и создать свои национальные государства. Айни считает приобретение этой независимости итогом восстаний и борьбы Абу Муслима и Муканны и их последователей. А последную точку в этой борьбе поставил восстание Рофеъ ибн Лайса в Самарканде.
Айни считал делом чести рассказать и об этом герое.
Восстание Рофеъ ибн Лайса началось в 806 году, а в 809 году вождь восстания был арестован и отправлен халифу, а халиф в 810 году не сдержал обещанное слово и убил Рофеъ ибн Лайса. В 817 году сыновья Сомон–Худота получили Самарканд, Фергану, Чач (Ташкент) и Герат. В 813 году Тахир ибн Хусейн убил халифа Амина и на его место посадил Маъмуна. Маъмун в 821 году назначает Тахира наместником Хорасана. В 822 году Тахир приказал не вспоминать во время чтения хутбы имя халифа Маъмуна, что было равнозначно приобретении политической независимости. Тахир был отравлен и на престол сел его сын Абдулла, а от его имени правил Талха ибн Тахир. Халифу Муътасиму (833-842) не нравилось самостоятельность Хорасана и Мавераннахра, и он направил письмо с угрозами Абдулле. Абдулла это письмо направил саманиду Нуху ибн Асаду в Самарканд, которому подчинялись кроме гератского правителя все остальные братья. Нух ответил, что в состав Мавераннахра входит 300 тысяч (карият) селений и каждое селение может, выставит на войне против халифа одного конного и одного пешего воина. Значит, нет причин, боятся арабского халифа.
Вот такая предыстория независимости.
Слово «Рофеъ» означает высоко «поднимающий». Действительно после восстания Рофеъ дела независимости пошли в гору. В конце этой статьи я ещё раз специально подчеркнул эти даты, так как Восстанию Рофеъ исполнилось 1200 лет. А общественности нельзя его не отметит, если нам действительно дорога и священна слово «Независимость».
Комментариев нет:
Отправить комментарий