Из писателей мировой величины, имя которых тесно связано с Самаркандом в XX-том веке, Садриддин Айни один единственный не имеющих себе равных.
Садриддин Саидмуродович Айни родился 15 апреля 1878 года в кишлаке Соктаре Гиждуванского района Бухарской области. Отец его был крестьянином, но большим знатоком литературы. В 1890 году родители Садриддина умерли от эпидемии холеры, он остался без средств но, несмотря на большие трудности, он их преодолел, трудился и учился в одном из медресе Бухары.
Айни был из немногих студентов, которые под влиянием произведений великого просветителя Ахмада Дониша пришли к заключению, что так дальше жить нельзя, надо открывать новые школы европейского типа и по новым программам обучать детей. Реакционное духовенство вместе с мангитскими эмирами не дали, просветителям осуществит свою мечту, началась преследование свободомыслящих просветителей, и Айни 1915 – 16 годы скрывается в Бухаре. 9 апреля во время джадидской манифестации Айни был схвачен и наказан 75-ю палочными ударами и брошен в тьюрму. 10-го апреля революционно настроенные солдаты его освободили. И он после двухмесячного лечения в Каганском госпитале решает выехать на постоянное жительство в Самарканд, так как Самарканд находился на территории России, и он мог тут недалеко от родной Бухары творит и заныматся делами на своем родном таджикском языке.
Садриддина Айни в Самарканде тепло встретили просветители во главе своего вождя Махмудходжа Бехбуди. Писателя приютил в своем доме просветитель, один из организаторов новометодных школ Исматулла Рахматулла-заде. Абдулкадир Шакури – основатель первой новометодной школы в Самарканде всесторонне поддержал Садриддина Айни и даже он получил возможность поженится на самаркандской образованной девушке из просвещённой семьи.
Дом–музей великого писателя, который находится в центре старого города на улице Регистанской, сначала в 1923 году был арендован писателем, потом выкуплен. В этом доме он жил и творил до 1954 года. После этого некоторое время жил в столице Таджикистана г. Душанбе и там скончался.
Там в Душанбе ему не писалось. На вопрос родных однажды он ответил: Я должен вернутся в Самарканд, сесть за свой тот письменный стол, взять то свое перо в руку, воткнут в ту чернильницу и тогда смогу писать что – нибудь новое.
Садриддин Айни писал и на узбекском языке. Самаркандские просветители были очень рады приезду Айни в свой город. Айни стал активно участвовать в создание первых новометодных школ, сотрудничал и с узбекскими и с таджикскими издателями.
В те годы, когда и столицей Узбекистана и столицей Таджикистана считался Самарканд, Айни работал в таджикском издательстве в Самарканде.
В первые годы советской власти, когда ещё не была образована республика Таджикистан. Появились силы, которые отрицали существование таджиков как нации. Этим спорам положил конец издание книги Садриддина Айни «Образцы таджикской литературы», которую он написал в Самарканде. Поэтому Айни одним из первых удостоен звания Героя Таджикистана. Айни роман «Рабы» и некоторые другие произведения писал на узбекском языке, по праву считается основателем новой узбекской прозы, как видный литературовед в стенах Самаркандского Университета воспитал плеяду лучших узбекских литературоведов. Многие узбекские писатели считали его своим учителем. За свои заслуги в развитии узбекской литературы и науки Айни награждён орденом республики Узбекистан «Буюк хизматлари учун» («За великие заслуги»).
Садриддин Айни в Самарканде написал повести «Одина», «Кулбобо», «Старая школа», «Смерть ростовщика», романы «Дохунда» и «Рабы». Из этих произведений ему мировую славу принёс повесть «Смерть ростовщика», написанным им в 1936 году. В этом произведении Айни ясно обрисовал феодальную Бухару, в котором психология накопительства приобрела уродливые формы. А в повести «Бухарские палачи» Айни рисует яркими красками тех людей, которых государственная машина монархии превратил в винтиков машины – убийцы. Мемуары «Воспоминание» (в 4-х книгах) Айни было высоко оценено литературной критикой, и за эту произведение он получил Государственную премию СССР.
Айни писал и историко-документальные повести «Герой таджикского народа Темур – Малик» и «Восстание Муканны». Он писал эти произведения в 1944 году, что бы поднять дух народа сражающегося с фашизмом.
О жизни этого великого писателя подробно можно получить информацию в его мемориальном доме–музее на ул. Регистанской города Самарканда.
Этот музей был открыть 19 мая 1967 года по Постановлению правительства Узбекистана. На создании этого музея активно участвовал руководитель Узбекистана писатель Шараф Рашидов считавший Айни великим учителем интеллигенции Самарканда.
К 100-летию С. Айни у здания Дома-музея была открыта памятник с бюстом писателя работы скульптора Х. Хусниддинходжаева. Секретарь правления Союза писателей России Владимир Санги в книге музея оставил такую запись:
«Велик народ, породивший великих поэтов. Садриддин Айни был в ряду великих. Спасибо, вам, самаркандцам, за глубокое почитание своей памяти, своей древней культуры. Низкий вам поклон».
А эту запись оставил Ш. Рашидов:
«Открытие памятника выдающемуся классику узбекской и таджикской новой литературы Садриддину Айни – большое событие в нашей культурной жизни. Его замечательные произведения и сегодня играют большую познавательную и воспитательную роль. В канун 100-летия юбилея Садриддина Айни мы посетили его музей и ещё раз убедились в огромном значении его наследия. Это настоящее богатство и достояние всех наших народов. Горячо желаем всему коллективу работников музея больших творческих успехов в благородном деле пропаганды жизни, творчества и замечательного наследия великого писателя.
Шараф Рашидов и другие руководители Узбекистана. 9.09.1977г.».
Садриддин Айни если в Бухаре сложился как поэт, то в Самарканде он стал знаменит и как прозаик и как учёный-филолог и как публицист.
В касыде «Бухара и Самарканд» выражена огромная его любовь к обоим этим городам, колыбелям древней культуры.
В Самарканде великий писатель вёл скромный образ жизни. Это заметили те, которые видели, как он делал покупки на рынке овощей и фруктов для дома. От подарков почитателей отказывался, а когда присылали домой, находил предлог отправить обратно. Директор дома-музея Айни Абдукарим Гани-заде, рассказал, что в юности он помогал в овощном ларьке напротив дома устода Айни. Однажды устод подошёл к ларьку попросил, взвесит полкило чакку (твёрдого кислого молока), «За что я не брал деньги и сказал, что бы великий устод принял этот дар как знак любви читателя его книг». Айни наотрез отказался и сказал, что откажется от покупки, если продавец не возьмет его деньги. А нечестных людей он не любил и не боялся, говорит острых слов на лицо.
Был смел и отважен даже в старости, о чем говорит история, когда напал на атлетически сложенного могучего вора, забравшегося в его дом ночью. Айни остался с открвавленным носом, а вор сбежал.
Устода самаркандцы любили. Потому, что и он любил людей высокой культуры.
Айни в Самарканде имел не только дом, но и дачу в местности Намозгох. Фруктами плодовых деревьев этой дачи пользовались дети, живущие вблизи его дачи. — Воровать – грешно, - настаивал он детям, - но можно попросить.
Именем Садриддина Айни названа одна из больших проспектов Самарканда и школа в старом городе. Каждый год 15 апреля в его доме-музее собираются почитатели писателя, и проводится «Айнихони» - «Чтение Айни», в котором участвуют школьники, студенты, учёные-филологи, писатели и поэты, и все кому дорог произведения этого великого писателя.
Многие страницы жизни Садриддина Айни ещё не описаны. Этим делом должны заниматься научные работники домов музеев писателя в Бухаре, Самарканде и в Душанбе.
Например, рассказывают, что когда в Бухаре к власти пришёл Файзулло Хаджаев, он вызвал Садриддина Айни из Самарканда и предложил зайти в казну эмира и забрать золото сколько захочет. Айни отказался. Тогда ему предложил самый высокий пост после себя. Айни отказался.
Тогда он сказал: — Скажите, что хотите?
Айни сказал: — Документов эмиров Бухары.
Этих оставшихся документов, в котором основном были биографии эмиров, оказалось очень мало. Айни поблагодарил и уехал обратно в Самарканд и написал исторический труд «История мангитских эмиров Бухары». Насколько этот рассказ верно, должны выяснит литературоведы, но вписывается в характер великого писателя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий