У Регистана большая история, немало тайн и естественно могут быть проблемы. Стоял я посреди трёх медресе – Улугбека, Ширдора и Тилля-кори, и думал у кого брат интервью. Конечно, старше всех медресе Улугбека и обратился прямо к нему.
— Ваше
величество, прошу вас, ответит на несколько вопросов.
— Почему же
именно я?
— Вы старше
всех по возрасту. А мои вопросы в основном об истории архитектурного ансамбля
Регистан.
— Да, это
верно. Я тут старше всех по возрасту. Меня построили по приказу Улугбека в 1417-ом
году. До того Улугбек построил в Бухаре свой знаменитый медресе. Потом в
Гиждуване тоже один медресе построил. Знал, что будущее нации зависит от науки
и развития культуры, просвещения.
— Улугбек,
да осветит его могилу аллах, сначала построили вас или обсерваторию?
— Сначала
меня построил, потом через четыре года закончилось строительства обсерватории
на горе Кухак. Естественно под моей крышей надо было собрать знаменитых ученых
и на основании научной базы сформировать научный коллектив обсерватории.
— Ваше
Величество, скажите пожалуйста, ведь Регистан до то того, как вы появились,
славился как центр торговли. И вдруг Улугбек решает тут построит медресе. Как
это понимать?
— Улугбек
был гениальным ученым. Построив медресеи олия, то есть высшее учебное заведение
в самом сердцевине Самарканда, тем подчеркнул, что самое главное в его политике
образование и наука. До того рядом тут находился Тими кулохфурушон (пассаж
продавцов головного убора) и другие дуканы. Сейчас недалеко от того тима стоит
тим Чорсу. Действительно он соединял четыре базарные улицы.
Улугбек и
для развития торговли тут рядом со мной построил большой Караван-сарай, то есть
по вашему “пятизвездочный отель” сейчас вы видите на его месте медресе
Тилля-кори. Когда караван-сарай разрушился, аштарханиды его снесли и на его
месте построили медресе.
— Улугбек
хотел, что бы торговцы, приехавшие из других городов, были свидетелями научных
споров ученых у нас, узнавали об их жизни, как он платил ученым и студентам из
своей казни. О славе ученых купцы, жившие в караван-сарае, разносили вести по
всей стране и за рубежом.
— Ваше
Величество, помните, ли вы знаменитый хонако, построенный Улугбеком в
Регистане?
— Как его не
помнить? Вед он несколько столетий находился напротив меня и жаловался, что его
тоже не ремонтируют. В этой хонако жили дервиши и суфии. Представители ордена
накшбандия “сердце богу, а руки на деле!” был их девиз. Аштарханиды снесли и
этот полуразрушенный хонако и на его месте построили медресе Ширдор.
— Ваше
Величество, в вашем голосе прозвучал нотка недовольства. Ведь все что как
предначертал Улугбек, появились еще две медресе, и Регистан превратился в
городок ученых и студентов.
— Да, это с
одной стороны большое достижение, но от прежнего ансамбля остался я один.
Улугбек не был против религии. Он считал суфизм достижением исламского
просвещения. А на центре площади построил уникальный мечеть из дерева – мечеть
Мукатта.
— И его
снесли?
— Да, вы,
люди, мастера снести старые постройки.
— Ваше
величество, не грустите, придёт время, и восстановить его. А почему Улугбек
построил маленький деревянный мечеть, не построил как свой дед – Тимур
грандиозный, огромных размеров Соборную мечеть?
— Улугбек
считал, что мечеть, прежде всего у каждого мусульманина должен быт в своем
сердце. Поэтому мечеть Мукатта он планировал скромных размеров, но по
оформлению не имеющих себе равных.
— Ваше
Величество извините, что доконал вас своими вопросами. У нас есть поговорка –
“у камня ест сердце”. Не скажете, о чем болит ваша душа?
— Я тут стою
много веков. Миллионы туристов приходят и с восхищением говорят об этом
архитектурном шедевре – Ансамбле Регистан. Вижу, что вокруг идет
благоустройство. Все это не может не порадовать меня, старика. Наконец-то
придумали, какие деревья должны быт вокруг исторических памятников Регистана.
Появились хвойные деревья. Помните, арабский путешественник ибн Хавкал в
десятом веке посетивший Самарканд, писал, что на площадях и улицах этого города
видел искусно обстриженных кипарисов в форме коз, баранов, верблюдов и разных
зверей? Хочу, чтобы наконец-то восстанавливали хавз, который до недавнего
времени находился на моей правой стороне, в нем плескались разноцветные рыбы,
на берегу хавза на ветках китайского куполообразного карагача, висели
перепелиные клетки и пели свои песни. Хочу, чтобы наконец-то восстановили
знаменитую баню, построенную Мирзо Улугбеком. Баню Бозори Сандук и баню Арк.
— Ваше
Величество извините, что перебиваю, но у меня сейчас зачесался язык, услышав
ваши искренние слова. Почему вы молчите о медресе и мавзолее Абу Саида, который
известен в народе как мазар Чилдухтарон?
— Да, от
этого медресе в начале двадцатого века осталось несколько куполов, в котором были
погребены правители Кунчкунчихон и Абу Саид - внуки Мирзо Улугбека от его
дочери. Этот медресе тоже входил в наш ансамбль. Но его тоже снесли, а
надгробные камни положили рядом с могилой Мухаммад Чафара в медресе Ширдор.
Соборная мечеть Алака Кукалташа тоже был на этой площади. Его построил названый
вельможа во времена Тимура, но побоялся сделать больше размеров Мечети
Биби-ханым. Но с 220 куполами и поздней реконструкцией не имел себе равных во
всей Средней Азии. Возможно, ли его восстановит? Думаю, что нет. Но атмосферу
восточную восстанавливать надо. К примеру, у нас гигиена била в почете, у
каждого медресе имелось кроме бани тахоратхона, помещение для умывания. А
теперь куда делись эти постройки?
— И
последний вопрос. Я вижу рядом с медресе Тиля-кори Мавзолей Шайбанидов – Дахмаи
Шайбониён. Какое он имеет отношения к вашему ансамблю?
— Да
никакого. Вы же сами знаете, его два раза перенесли с места на место. А в
начале он находился напротив Чорсу на месте снесенного кинотеатра Навои. Каждый
памятник, должен находиться на своем историческом месте. Памятник не арба.
— Ваше
Величество, благодарю за интервью. Узнал много ценного.
—
Благодарите, прежде всего, Мирзо Улугбека и моего архитектора – отца
Кавомиддина ибн Зайниддина Шерози, строителей моих. Благодаря им в моих стенах
получил образование почти вес научный контингент Центральной Азии, Ирана,
Афганистана, Турции многие века. Классики литературы как Навои и Джами. Их
голоса до сих пор звучат в моем сердце. Благодарите нынешнего директора
Ансамбля Регистан, который все время думает, как решат проблемы.
Вот и
разговор наш закончился, подумал я и облегченно вздохнул. Хотел уйти, но
медресе Улугбека снова заговорил:
— Можно ли
мне задавать вопросы?
— Да, но
врядли я могу ответить. Я простой человек.
— Это не
важно. Важно то, что вы можете, озвучит мой вопрос.
— Скажите,
если в моих силах я постараюсь, что бы вас поняли.
— Где еще, в
каких городах мусульманского Востока вы видели таких наполовину
реставрированных памятников? Где еще на Востоке минареты стоят без верхнего
яруса как человеческие туловища без головы?
— Всегда
когда об этом идет речь, некоторые приводят в пример Пизанскую башню, – сказал
я.
— Но вед это
Запад, а Самарканд - мусульманский Восток, – возразил медресе.
— Да, над
этом надо подумать – сказал я.
— А с какой
целью построены минареты? – спросил медресе.
— Они
подчеркивали величественный рост здания, символизировали связь с небом. Да… без
верхнего яруса…
— Приятно
было разговаривать с человеком, знающим кое-что, - сказал медресе.
— И мне было
приятно, услышат в вашем лице, голоса предков, - сказал я и быстро удалился из
площади Регистан, дабы он не задал еще другие вопросы на которых, я не
компетентен ответит. А вопросов наверно накопилось немало. Например, если вдруг
спросит, куда делся Кош-медресе, медресе Ходжа Ахрара и Мухамед Султана что мне
ответит? И мечет Омара, была рядом с медресе Тилля-кори, фундаменты
сохранились.
Когда же
поймем, что каждый архитектурный памятник это письмо наших предков адресованный
будущим потомкам? Святая обязанность каждого поколения в целости и сохранности
довести его следующему поколению.
Концепция,
заложенная в идее Регистанского ансамбля великим ученым Улугбеком это его
письмо – васиятнаме своим потомкам. Это концепция гармонична с его
реорганизацией высшего образования. Улугбек сделал высшее образование доступным
для бедных студентов, стипендии для студентов и зарплату преподавателям и
ученым велел выдавать из государственной казны. Так впервые наука и образование
стали делом государственной важности и стали менее зависимы от вакфов – земель
и зданий, доход от которых перечислялись для нужд медресе. Вот о чем напоминает
нам его медресе в Регистане.
Комментариев нет:
Отправить комментарий