На Востоке к кладбищам особое отношение. До принятия ислама в Самарканде, как и в других городах Согда, трупы покойников в специально отведенном месте отгороженных высокими стенами оставляли на съедение птицам.
После некоторого времени очищенные кости покойника собирали и хранили в глинянных костохранилищах-оссуариях. Эти костохранилища – оссуарии назывались остодонами. В музее истории и культуры Самарканда можно увидеть разных форм этих оссуариев, в художественное оформлении которых отразилась мировоззрение согдийцев – зароастрийцев. Эти хорошо оформленные остодоны говорят о почитании духа и памяти покойника, являются выражением высокой культуры региона.
С приходом ислама в Мовароуннахре стали хоронить людей в землю. Так, после 712 года в Самарканде начали появляться мусульманские кладбища.
Конечно первым знаменитым святим мазаром стал кладбище Шахи Зинда, после похороны тут двоюродного брата пророка Кусама ибн Аббаса убитого восставшими самаркандцами. К IX веку ислам становится господствующей в Центральной Азии, и с этого времени начинается его расцвет в регионе. Появляется плеяда талантливых исламских учёных творивших на арабском, персидском (таджикском), впоследствии и на тюркских языках. Ими написаны тысячи томов бесценных рукописей, которые распространялись во всем мусульманском мире. В Центральной Азии его древние города Самарканд и Бухара стали важнейшими центрами мусульманской культуры и дали миру выдающих учёных в различных областях и в первую очередь религиозных. Над могилой знаменитых учёных – богословов сначала ставили надгробные камни а иногда строили мавзолей. Таким мавзолеем является мавзолей имама Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Исмаил ал – Бухари в селении Хартанг Самаркандской области.
Имам Бухари был великим учёным в области хадисов. Хадисы – объяснения пророка по различным вопросам возникающим в жизни, на которые нет ответов в Коране. Поэтому в мусульманском мире хадисы после Корана имеют огромное значение. Но в IX-том веке когда родился и жил Имам Бухари разные лица от имени пророка рассказывали более 600 тысяч хадисов в достоверности которых многие не без основания сомневались. Великая заслуга Имама Бухари заключается в том, что он из этого огромного количества хадисов после многолетних проверок отобрал около 7 тысяч достоверных.
Пророк Мухаммад осуждал возведение мавзолеев и вообще любых надмогильных памятников, противопоставляя тем самым простоту мусульманского захоронения обычаям язычества и христианства; пишет в своей книге «Религиозные и духовные памятники Центральной Азии» Самаркандский исследователь Мурадхан Хашимов. Но мавзолей пророка в городе Медине не стал исключением. В 862 году умер Халиф Мунтасир и его мать соорудила над его могилой мавзолей. Это стало толчком к строительству усыпальниц и в других регионах мусульманского мира.
На Востоке по санитарным правилам для кладбищ, отводили землю за стеной города (шахристана).
Но как исключение из правил знаменитого Имама Мотуруди похоронили внутри города, поближе к городской стене и ворот Фирузы. А другие великие шейхи, сейиди (потомки пророка), учёные, поэты по их желанию стали, хоронит рядом с могилой великого имама Мотуруди. Так появились на территории города мусульманские кладбища. С другой стороны территория города расширялась и все кладбища за стеной старого города оказались на территории шахристана.
Такие знаменитые мавзолеи как Ходжа Абду Дарун, Ишратхана и другие оказались внутри города. Автор «Самарии» - истории Самарканда Абу Тахирхаджа в 1834 году посчитал 39 таких знаменитых мавзолеев внутри города. Некоторые мавзолеи в которых похороненны украдкой привезенные издалека прах или кости пророков неописаны в исторических хрониках, поэтому о них судит трудно. То что Амир Тимур привёз прах пророка Даниила и соорудил мечеть и мавзолей у реки Сияб на окраине города говорит только народное предание. Автор «Самарии» пишет о мавзолее еще двух до исламских пророков один из которых под именем Георгиус (по мусульманскому - Джирджис) был похоронен на дворе мечети Ходжа Зудмурод. Ходжа Зудмуродом в народе называли этого пророка. Сейчас этот мавзолей отсутствует, так как комсомольцы в тридцатые годы за один ночь сравнили с землёй этот мавзолей.
Самарканд считают после Мекки и Медины вторым по величине мусульманским городом в котором похоронены много пророков, шейхов, сейидов, учёных – богословов и знаменитых людей исламского мира. По поручению президента Узбекистана мавзолеи Имама Мухаммад ибн Исмаила Бухари, Имама Мотуруди и Шахи Зинда реставрированы. Огромные средства истраченные на их благоустройства. Над могилой Имама Мотуруди в кладбище Чокардиза построили новый мавзолей с голубым куполом. Но не было учтено, что в Чокардизе находятся могила и других учёных как Имама Абулкасыма Хакима, Имама Маргинони и других знаменитостей. Например из поэтов – классиков тут похоронены Рашиди Самарканди, Сузани Самарканди и другие.
А мавзолей построили только над могилой Имама Мотуруди. Как быт с остальными?
И почему несмотря на неоднократный протест инспекции по охране и использованию памятников до сих пор вокруг памятников (например в кладбищах Шахи Зинда и Ходжа Абди Дарун) хоронят покойников?
Всё - таки возник необходимость с участием санитарных служб и учёных – медиков разрабатывать закон о кладбищах на территории республики.
Другой вопрос – наше отношение к мавзолеям суфизма.
Самарканд славился как центр суфийских орденов. Здесь имеются мавзолеи таких знаменитых шейхов как Хаджа Убайдулла Ахрара и Махдуми Агзама Дахбеди.
Недавно в №17 журнала «Сино» вышла статья доктора филологических наук Садри Саъдиева. Профессор Саъдиев в статье «Где Ходжа Абдулхаликом Гиждувани были получены образование тариката?» утверждает, что в Самаркандской академии суфизма у великого суфия Ходжа Абуюсуфа Хамадани учились Ходжа Абдулхалик Гиждувани, Ходжа Ахмад Яссави, Ходжа Хасан Андаки и Ходжа Абдулла Бараки. Эта Академия находилась в махалле Хушруд Самарканда. Тут эти ученики стали свидетелями кончины своего великого учителя – Абуюсуфа Хамадани. И по его предсмертной просьбе похоронили его в Самарканде. Поэтому через несколько веков позднее утверждение Абдуррахмана Джами о том что могила и мавзолей Абуюсуфа Хамадани находятся в Мерве (древний город Туркменистана) беспочвенны.
Мазар Ходжа Абуюсуфа Хамадани по утверждению автора «Самарии» и Мурадхана Хашимова расположено на северо – западе Самарканда в бывшем Багишамальском районе по улице Маргилан, 68. Местное население также считает это место местопребыванием этого святого.
Если эти факты подтвердятся, то можно ожидать, что число паломников и туристов из мусульманских стран в Самарканде умножатся в несколько раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий