суббота, 29 июня 2019 г.

Катакомба Садриддина Айни.


Один из интересных помещений в самаркандском мемориальном музее Садриддина Айни это его секретная подземное помещение. Устод называл его заминкан. От подвала заминкан отличался тем что он как блиндаж скрыт под ровной землей. Он потратил на строительства подземного хранилища 25 тыс. рублей, все свое сбережение.

Я залез в его заминкан, его потолок сводчатый из жженого кирпича, стены тоже, а пол глубиной пол метра состоит из сухого песка. В тридцатые годы за какую нибудь книгу на арабском или фарси, где упоминалось имя бога или пророка владельца книги посылали на Гулаг или расстреливали. Для написания «Образцов таджикской литературы» он собрал тысячи рукописных книг разных веков.


Айни эти книги скрыл от посторонних глаз в своем заминкане.

Но это не спасло его от нападений врагов. Они писали донос, что Айни является сторонником эмирского режима, поэтому привел в «Образцы таджикской литературы» известную песню Рудаки «Буий джуий мулиен ояд хаме». Сотрудники НКВД собрали все «Образцы таджикской литературы» из книжных магазинов и библиотек и сожгли. Айни  провел не мало дней в домашнем аресте. Над головой Айни повис топор главного палача страны Берии.

И великий друг Айни иранский поэт политэмигрант Лахути, для которого двери Кремля были всегда открыты (Сталин его уважал) зашел к Сталину и попросил защитить Садриддина Айни.

Дальнейшая судьба этих редких книг и рукописей таджикских классиков мне не известна.

Адаш ИСТАД,
таджикский писатель.




Комментариев нет: