Бесспорно вода-основа жизни. С древнейших времен, в Самарканде к воде почётное отношение. Детей с малолетства воспитывали, держат питьевую воду в чистоте. «Плюнуть в колодец в пруд – большой грех!» наставляют старшие младшим. А до ислама почитали один из ангелов покровителя вод – ангела среды каждой недели. В Самарканде в местности Чашма до сих пор каждую среду утром собираются люди верующие ангелу среды. Тут читают молитвы и уносят с собой священную воду.
Но мой рассказ не об этом. Мой рассказ об огромном значении хавза, - водоёма, чистой питьевой воды в жизни города Самарканда. Неизвестный автор географического произведения «Худуд–ул–олам» в 983 году писал, что в тимах (крытых рынках, пассажах) Самарканда вода подавалась через металлические трубы. Воду подавали из горных речек, - добавляет он. Но это исключение, и то что в старый до исламский город со стороны кешских ворот по крышам высоких арк по металлическим каналам подавалась питьевая вода.
Как старый (Афрасиаб), так и поздний город образованный вокруг площади Регистан получал воду из реки Зарафшан через канал Даргам и канал Шахар. Вода поступала в многочисленные хавзы, и горожане брали воду для своих нужд.
Хавзы подразделялись на несколько видов. Крытых под куполами хавзов называли «сардоба», что в переводе означает «холодная вода». В этих хавзах в летную жару действительно вода не нагревалась, пить и утолить жажду с них было приятно. Сардобу имел площадь Регистан и до строительства на этом месте известных в истории зданий, поэтому академик Б. Валиходжаев в своих статьях об истории Самарканда утверждает, что старое название Регистана было Сардувоник. Сардобу имел и дворцы правителей.
А хавзы строили в основном круглой и квадратной формы, а для облицовки стен водоёма использовали брусья из ореховых и смолистых хвойных деревьев. Иногда использовали жжёный кирпич. Но в большинстве случаев многочисленные хавзы городских кварталов были земляными. Приятно было сидеть под карагачом и на топчане вокруг хавза пить зелёный чай и свободно беседовать о жизни. Какая – та неповторимая поэзия была в этом.
По преданию строительство арыков и хавзов было в центре внимания Амира Тимура. Он против площади Регистан из мраморных плит построил знаменитый Хавзи Сангин, что в переводе означает «Каменный хавз». В хрущёвские времена его засыпали и построили четырёхэтажный дом. Испанский посол, побывавший в Самарканде, в последние годы правления Тимура так описывал один из его царских садов в селении Миср (современный Давлатабад):
« В воскресенье утром, тридцать первого августа, привезли посланников в этот сад, обнесенный глинобитной стеной, которая тянулась на целую лигу. Там было много разных плодовых деревьев, (а среди них) цитронов и лимонов, (также) имелось шесть больших водоемов, а посередине (сада) бурлил поток, пересекавший его насквозь. От одного водоема к другому шли аллеи, наподобие улиц, (обсаженные) большими, высокими и тенистыми деревьями. А внутри этих (обсаженных) деревьями аллей имелось ходы, охватывающие весь сад. От этих (главных) аллей отходили другие, соседние, так что можно было ходить (всюду) и смотреть весь сад; а от этих (боковых) аллей шли еще другие, (более мелкие).
(Среди сада) находился насыпной холм, наверху ровный и окруженный частоколом. Посередине его возвышался прекрасный дворец с множеством покоев, богато отделанных золотом, лазурью и глазурованными изразцами. А этот холм, на котором стоял дворец, был окружен глубоким рвом, наполненным водой, так как в него постоянно вливается вода из водовода. Чтобы подняться на этот холм, где расположен дворец, имелось два моста с одной и другой стороны (его). На другом конце этих мостов было двое ворот, а потом (уже) шла лестница, по которой поднимались наверх холма; так что дворец был хорошо укреплен».
А другой знаменитый хавз у мечети квартала Кош – хавз недавно обновили. Его деревянные ступеньки обновили, но некачественная реставрация постоянно даёт о себе знать – вода в хавзе не держится.
Для охраны и восстановления хавзов исторического центра Самарканда, несёт ответственность городской хокимият и Самаркандская областная государственная инспекция по охране и использованию памятников истории и культуры.
К сожалению, у этой организации многолетняя борьба найти деньги для восстановления системы арыков и хавзов пока желаемых результатов не дала.
Ведущий специалист этой организации Фирдавс Набераев рассказал, что система хавзов и арыков исторического центра города Самарканда, включенного в Списки мирового наследия ЮНЕСКО, является памятником ландшафтной архитектуры, памятником градостроительства XIY – XIX веков, главным элементом застройки исторического центра.
Вся жизнь города, по сути, вращалась вокруг хавза. Люди, пившие воду из хавзов, заботились о них, постоянно укрепляли их берега, любовно обсаживали деревьями, заботливо очищали арыки и передавали из поколения в поколение назидания потомству о хранении хавзов и арыков – источников воды, источников жизни.
Но пришел водопровод. Сначала водоразборные колонки стояли у хавзов, затем перешли в жилые дома. Канализация, как правило, не строилась, её заменяли глубокие колодцы поглощающие воду. Хавзы и арыки перестали быть источником питьевой воды и постепенно стали приходить в упадок. А поскольку возможности водопоглощающих колодцев ограничены, арыки (а вместе с ними и хавзы) стали постепенно превращаться в открытую канализацию и из источников жизни стали превращаться в источники опасностей и болезней. Колодцы стали активно засорять почву.
На протяжении пяти десятилетий многие хавзы оказались засыпаны, многие переоборудованы в неглубокие фонтаны, некоторые – даже застроены домами. Существующие хавзы сохранены благодаря заботам и стараниям жителей кварталов, чтящим традиции, но, в связи с тем, что в целом система водоснабжения хавзов не имеет должной поддержки, им грозит опасность вымирания. Тем не менее, система хавзов и садов вокруг них, продолжает оставаться необходимым элементом застройки, выполняя функции противопожарного водоёма, обеспечивая необходимый микроклимат в жарко – сухих условиях Самарканда, являясь природным ядром внутриквартальных общественных центров и, конечно же, имеет историко-культурную ценность как уникальный объект культурного наследия, который подлежит бережному сохранению и передаче будущим поколениям.
Правительство Республики Узбекистан уделяет постоянное внимание сохранению объектов культурного наследия Самарканда. В течение последних 10 лет проведены масштабные работы по консервации и сохранению ансамбля Гури – Эмир, мавзолея Аксарай, комплекса Рухабад, ансамбля Регистан, мечетей Биби – Ханим, Хазрати Хизр, Ходжа Зудмурод, ансамбля Шахи – Зинда и других объектов культурного наследия города Самарканда.
Усилиями администрации области и города предотвращены естественное разрушение и восстановлены такие объекты, как квартальный центр Кош – Хавз, квартальный центр Дахбеди (ул. 8 марта), мечеть Ходжа Нисбатдор, мечеть Мугамбир, Кук – мечеть, мечеть Махдуми Хоразми, комплекс Факих Абулайс и т.д.
Усилиями жителей кварталов сохранены квартальные центры Маддохи, Кози – Калон, Хонсайидимом, Дари Занжир, Хаваси и т.д.
Усилиями прихожан сохраняются Алексеевский собор, Римско-католическая церковь, Армянская церковь, Еврейская синагога и другие объекты культурного наследия.
В целом, и государство, и общество осознает необходимость и прилагает все возможное усилия для сохранения объектов культурного наследия. Однако для предотвращения исчезновения хавзов необходимы комплексные усилия и достаточно большие единовременные финансовые вложения и технические средства, которые сегодня, к сожалению находятся; вне пределов возможностей города.
Сохранение хавзов позволит обеспечить сохранение архитектурных ансамблей квартальных центров, неотъемлемой частью которых они являются, обеспечить улучшение экологической состояния кварталов, их озеленение, обводнение и, в целом – оздоровление, улучшение пожарной безопасности и сохранение традиционной функциональной и эстетической среды старых кварталов. Это, в свою очередь, позволит сохранить старые кварталы в их эстетическом и функциональном единстве с доминирующими крупными памятниками архитектуры, в совокупности с которыми они образуют единый городской организм – уникальный памятник средневекового градостроительного искусства.
Инспекция по охране и использованию памятников истории и культуры для восстановления хавзов старого города в марте 2002 года подала заявку для получения гранта Японии по сохранении культурного наследия. Всего в старом городе нуждается в восстановлении и реставрации 86 хавза. Из них 5% полностью засыпаны, а 64 хавза подлежат стопроцентной реставрации. По проекту для восстановления хавзов нужен 1 миллиард 283 млн. сум. Так как хавз не может существовать без арыков, для их восстановления надо 270 млн. сум. Все эти дела будут напрасны, если в старом городе не будет система канализации, а для этого потребуется 744,2 млн. сум. А в городские арыки вода не поступить, если не реставрировать магистральный канал Шахар. Для этой цели надо 100 млн. сум. После всех этих работ, для восстановления дорожного покрытия улиц придётся расходовать 270 млн. сум.
Японского гранта не удалось получить.
Может быт как в старину методом хашара (народными субботниками) частично решим этот вопрос. А после бог поможет?
Комментариев нет:
Отправить комментарий