Первая половина XVII века в истории города Самарканда неразрывно связана с
деятельностью его хокима, вышедшего из Олчинского рода крупного представителя
военной феодальной аристократии Баходира Ялангтуша. В период Аштарханидов в Самарканде
еще более оживились строительные работы. В то время, когда у хокимов областей
Средней Азии усилились тенденции сепаратизма, значительно возросла роль
сильных узбекских племен.
Назначенный могущественным визирем Имамом Кулиханом правителем Самарканда
Баходир Ялангтуш, известный своими победами в войнах, был в военном походе. Как
дань уважения, непосредственно по инициативе и указу Баходира Ялангтуша были
проведены работы по реставрации разрушенного временем величественного медресе Улугбека
и на месте разрушенных до основания хонакох и караван-сарая Мирзойи,
построенных Улугбеком, было возведено грандиозное сооружение медресе Шердор
напротив медресе Улугбека в качестве его небольшой копии, на месте хонакох с
большим куполом, достигающим 15 метров в диаметре была построена как его
небольшая копия. Здания, хотя и были похожи друг на друга, и фасады, в
основном, одинаковые, однако разнились в архитектурном и качественном
отношениях.
Площадь медресе Шердор была размером 70x57. Это четырехугольное
здание, двор которого окружен 52 худжрами в два этажа. По углам двора размещены
комнаты для занятий, но здесь нет мечети, юго-западное помещение для
проведения уроков считалось местом паломничества, так как его наружная сторона
переплеталась с мазаром- мавзолеем Абу Жаъфара Содика. Минареты и купола на
фасадах медресе Шердор схожи с минаретами и куполами медресе Улугбека, однако
углы фасада с задней стороны обвиты букетом минаретов. К XVII веку, в результате
подъема культурных слоев поверхности по сравнению с XV веком почти на два
метра, поэтому здание медресе было сооружено, как сокращенная композиция.
Явственно ощущается, что при строительстве медресе Шердор были применены новые,
ускоряющие и снижающие затраты прогрессивные методы. Однако, некоторое
ослабление силы влияния художественного оформления. Но применение красок в нужном
месте и изящное исполнение отдельных панно поражает и свидетельствует о
высоком мастерстве зодчих и художников.
Узорами облик здания охвачен полностью. Особенно, с изяществом выполнены
крупные в виде рубцов геометрические и расписные узоры, тонкие линии,
изображающие цветы. Заслуживает внимания тимпан над аркой громадного портала.
Огненно-золоченый тигр гонится за белой газелью, солнце изображено в форме
круга с миндалевидными оленьими глазами. Лик солнца обрамляет золоченая каемка.
Вся композиция представлена на голубом фоне, выполнена бирюзовыми красками и
позолотой и состоит из переплетающихся друг с другом ветвей и белых цветов.
Именно благодаря этому и назвали медресе Шердор.
В классической мусульманской астрономии расположение солнца в созвездии
Асад, то есть напротив Льва (Шер) это предзнаменование счастливых времен. Из
этого можно понять, что время строительства здания приходилось на июль.
Асад-Шер по мусульманскому календарю считается пятым месяцем 1 года и
совпадает с современным июлем. Баходир Ялангтуш, опираясь на это, указывает
отмеченный выше год строительства по счету абжад.
Декоративное оформление двора медресе, как и его фасада, также разнообразно
и богато. В связи с 660-летним юбилеем Амира Темура и до сегодняшнего дня
проделана широкомасштабная работа по реставрации южного и восточного фасадов,
двух минаретов, главного фасада, арки портала и консервации внутреннего двора.
В помещениях для преподавания уроков и худжрах представлены художественный
салон, интерьер худжры слушателя медресе XIX века и выставка Бухарским шелковых
ковров.
Некоторые надписи на стенах медресе Шердор
Стихи таджикского поэта XVII века Мир Хожи Самарканди
(подстрочный перевод с таджикского)
Разрушающий ряды врагов к нам справедливый Ялангтуш пришед,
Совершенство чтоб воспеть язык жемчужные слова нашел
Он на поверхности земной такое медресе возвел
То, что он гордится этим до высот, небес довел,
Мудреца мышление же сколько раз он не пытался
До значенья медресе и тайны все ж не докопался.
Зодчего изгибы арки как луна в кайме извилин,
Что, сравнив с рукой своею небо палец прикусило,
Раз создателем его явился Баходур, сам Ялангтуш
Год созиданья медресе по абжаду это имя осветило
Амири сафдари одил Ялангтӯш, ки омад
Пайи мадеҳи камолаш забони нотиқа пурдур,
Бинои мадраса кард он чунон, ки заминро
Ба авҷи чарх расонид аз он ливои тафохур,
Уқоби ақл ба неруи боли тадаббур.
Ба қарнҳо нарасад бар сари ман ори манеаш,
Ҳарифи пурфани андеша бо каманди тафаккур.
Чу рост кард муҳандис намунаи хами тоқаш,
Фалак зи моҳи нав ангушт мегазад аз таҳайюр.
Ялангтӯш Баҳодур чу буд бониаш, омад:
Из книги покойного Қ.Ҳасанова «Ансамбль Регистан»
Самарканд – 2007.
Комментариев нет:
Отправить комментарий